Понятие неполной семьи
Основным институтом, в котором осуществляется воспитание детей, является семья. Полноценное воспитание детей обеспечивается в том случае, когда в воспитательном процессе принимают участие оба родителя. Но, к сожалению, есть семьи, в которых воспитанием детей занимается один из родителей. Такие семьи считаются неполноценными, в современном обществе они стали практически нормой, т.к. многие женщины рожают детей вне брака.
Неполная семья может образоваться по разным причинам, среди которых выделим следующие:
- гибель одного из родителей;
- развод родителей;
- рождение ребёнка вне брака и т.д.
Особенности детей, воспитывающихся в неполной семье
Психологами отмечаются специфические особенности детей, воспитывающихся в условиях неполной семьи. Таковыми являются:
- меньшая конкуренция детей между друг другом и большая привязанность друг к другу;
- наличие пессимизма, неуверенности в собственных силах, беспокойства, тревожности.
Особенности воспитания детей в неполной семье
Рассмотрим самый распространённую причину возникновения неполной семьи – развод родителей, следствием которого является психологическая травма у ребёнка. Чаще всего ребёнок остаётся с матерью, которая, переживая развод и испытывая обиду, не обращает внимания на ребёнка. Он же в свою очередь чувствует себя ненужным. Часть матерей после развода пытаются выполнять роль матери и отца, беря на себя обеспечение двойной миссии, что практически невыполнимо, т.к. роль отца и роль матери в семье разнятся.
Особенно сложно осуществлять воспитание мальчика матерью. Мать, стараясь заменить ребёнку отца, становится более требовательной, строгой, предъявляет повышенные требования к ребёнку, иногда даже проявляется жестокость.
Психологами отмечается, что воспитание ребёнка в неполных семьях может являться нормальным процессом при условии двойной ответственности матери. Ребёнок должен чувствовать себя любимым, защищённым, мама должна его выслушивать, помогать и поддерживать.
Воспитание ребёнка без отца
Современная практика семейного воспитания подтверждается рядом фактов об активном участии отцов в воспитании детей даже после развода. Матери, заботясь о психическом состоянии ребёнка и придерживаясь демократических позиций, не препятствуют встречам отца и сына или дочери.
После развода женщины ведут себя по-разному. Одни стараются забыть прошедшие годы с мужем, стараются не вспоминать его, другие начинают вытеснять из памяти ребёнка все воспоминания, связанные с отцом, негативно отзываются о нём, часть матерей в рассказах об отце не меняют ничего, вспоминая и хорошее, и плохое, предоставляя ребёнку самостоятельно делать выводы.
Отцы в семьях способствуют созданию интеллектуальной среды, поэтому, по замечаниям психологов, отсутствие отца негативным образом отражается на формировании математических способностей как мальчиков, так и девочек. Кроме того, наличие отца оказывает влияние на интерес к образованию, общение отца и сына сказывается на учебной деятельности ребёнка, отец, проявляющий деловые качества, является авторитетом и образцом для мальчиков.
Дошкольный возраст является определяющим в развитии мужских черт характера у мальчиков, в соответствии с этим длительное нахождение ребёнка на данном возрастном этапе без отца будет являться возникновению трудностей в половой идентификации.
Воспитание мальчиков одной матерью способствует возникновению у них черт характера, присущих женщинам, они предпочитают занятия, которые свойственны для девочек.
В воспитании девочки отец также играет важную роль, он является образцом, в соответствии с которым она будет ориентироваться, строя отношения с мужчинами. Кроме того, недостаточность влияния отца на этапе взросления девочки скажется на формировании навыков межполовой коммуникабельности.
Таким образом, отмечая важную роль отца в воспитании детей, необходимо обеспечить возможность систематических встреч с детьми, не препятствовать желанию отца принимать участие в воспитании сына или дочери.