Понятие самовоспитания
Самовоспитание – это сознательная деятельность, направленная на реализацию человеком себя как личности, оно предполагает наличие полностью сформированных и осознанных целей, идеалов, личностных морально-нравственных качеств.
Проблема самовоспитания рассматривалась различными науками в разное время. Многие ученые изучали понятие самовоспитания, такие как А.Я.Арет, А.И.Кочетов, А.А.Бодалев, А.Г.Ковалев, Б.Бондаревский и другие. Дается многоразличных определений данному понятию.В «Теории самовоспитания» Л. И. Рувинский обозначает самовоспитание, как деятельность человека с целью изменения своей личности. Самовоспитание по Кочетову, это осознанное управляемое личностью саморазвитие, в котором, в соответствии с требованиями общества, целями и интересами самого человека формируются заложенные им силы и способности.
Цели самовоспитания формируются на базе стремлений индивида. Для успешного достижения целей, они должны нести в своей основе объективную самооценку. Это помогает человеку искоренить собственные недостатки и выработать желаемые личностные качества и развить способности. Цели самовоспитания могут быть общими, направленными на развитие многогранности собственной личности, овладение профессией, а могут быть достаточно конкретными, ориентированными на воспитание в себе трудолюбия, внимания, преодоление негативных качеств характера.
Побуждение к самовоспитанию может быть спровоцировано различными причинами:
- жизненными устремлениями;
- потребностью соответствовать нормам общественной морали и общества;
- индивидуальными обязательствами;
- жизненными трудностями;
- наличием положительного примера или идеала и желанием быть на него похожим.
Человеку бывает сложно реализовать потребность в самовоспитании. Это происходит по причине неумения правильно сформулировать и оценить свою цель. Ни один процесс не может быть успешным без определения цели.
Возрастные особенности самовоспитания
Заниматься самосовершенствованием ребенок может уже на начальном этапе своего развития. Успех от удачно выполненного дела, взаимодействия с окружающими предметами вызывает эмоциональные переживания тем самым, заставляя его переходить на следующий уровень развития. Дети дошкольного возраста уже оперируют характеристиками личностных качеств людей и примеряют их на себя. Но им еще нужна помощь взрослых. Школьники занимаются личностным развитием уже в процессе своей жизнедеятельности: игры, обучения, трудовой деятельности. При этом в этом возрасте дети не могут оценить качество происходящих с ними изменений. Ребята школьного возраста стремится к исправлению своих недостатков, но еще не могут увидеть их в себе и повлиять на них без помощи взрослых. Только в подростковом возрасте приобретается способность самостоятельно видеть положительные и отрицательные качества своей личности. С этого этапа может начинаться целенаправленное самовоспитание.
Подростки двенадцати-тринадцати лет рассматривают вероятность физического, интеллектуального и личностного самосовершенствования. Они начинают прилагать для достижения этой цели сознательные целенаправленные усилия. Особое внимание подростки уделяют своим недостаткам, по большей части физическим, а не психологическим. Первыми объектами самокритики подростка среди психологических особенностей становятся: подверженность внешнему влиянию, неумение отстоять свою точку зрения, отсутствие целеустремленности. Решению этих вопросов помогают занятия спортом. Спорт мотивирует на достижение успехов.
Самовоспитание подростков требует участия и поощрения взрослых. Они создают основные возможности для самосовершенствования ребенка. Положительное участие взрослых в самовоспитании подростка помогает ему поверить в свои силы, преодолеть кризисные явления и комплексы. Пример взрослого может как способствовать самовоспитанию ребенка, так и наоборот тормозить этот процесс. Самовоспитание личности продолжается всю сознательную жизнь человека. В более зрелом возрасте человек работает над профессиональным и социально-мировоззренческим самовоспитанием. Ставит перед собой цель самоактуализации.
Основные этапы самопознания
Самовоспитание, как длительный процесс формирования личности, включает следующие этапы:
- самопознание уровня воспитанности, на этом этапе важную роль играет реакция на внешние и внутренние воздействия;
- самоцелеполагание предполагает раскрытие цели до уровня задач;
- самопроектирование;
- самоконтроль;
- самооценка, требует выработки критериев оценки достигнутых результатов;
- самокорректировка, обусловлена постоянным динамическим развитием жизнеобустройства, науки и профессиональных областей.
Существуют сформулированные понятные правила способствующие самовоспитанию, их каждый может применять в отношении личного самовоспитания, особенно эффективны они для детей школьного возраста. Эти правила и установки делятся на несколько групп.
- Группа установок «Надо»:
- помогать ближним;
- выполнять требования по отношению к обучению;
- говорить правду;
- учитывать интересы коллектива, а не руководствоваться только личными потребностями;
- быть добросовестным.
- развлекаться, если работа сделана;
- прощать, но помнить обиды, нанесенные самим и извлекать уроки;
- проявлять упорство в достижении цели;
- учиться положительному опыту у окружающих;
- спрашивать и просить о помощи.
- правда – сила, ложь – слабость;
- труд и упорство – успех;
- относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе;
- здоровье и опрятность привлекает людей;
- внимательность – половина успеха.
- расслабляться в процессе учебы и работы;
- грубить, применять силу для решения конфликтов;
- оправдывать свои недостатки;
- быть равнодушным;
- критиковать (сначала разберись в себе).
- контролировать свои эмоции;
- планировать;
- давать адекватную оценку своим поступкам;
- сначала думать, а только потом делать;
- начинать реализацию с трудных дел.
Самовоспитание развивается на основе самопознания. Самопознание позволяет адекватно оценивать свои возможности, а значит ставить достижимые цели. Человек, знающий себя, сокращает количество допущенных ошибок в процессе жизнедеятельности. Самопознание способствует правильному выбору профессиональной деятельности и жизненного пути. Самовоспитание и самопознание помогаю формированию личного достоинства и уважения к себе.