Средством воспитательной работы могут служить различные мероприятия и формы работы (то есть беседы, экскурсии, тематические вечера и многое другое), наглядные пособия (это могут быть различные картины, кинодемонстрации) и виды деятельности самих учеников (то есть конкурсы, олимпиады, кружки и так далее). Это во многом зависит от выбранного метода воспитательной работы.
Средства метода убеждения
Педагогическая роль убеждения очень важна в воспитании детей, так как процесс воспитания сам связан с развитием сознательности учеников, с их пониманием своего места в обществе, своей значимости, пониманием правил поведения. Жизнь и организация деятельности учеников должна быть в единстве, неразлучно связана с развитием нравственного сознания учеников, а также с нескончаемой разъяснительной работой и с расширением их гражданского кругозора.
Все вышесказанное дет ясно понять, что метод убеждения в воспитании очень активно используется, у него много граней развития и что этот метод благотворно воздействует на воспитанников.
К самым главным средствам убеждения стоит относить:
- разъяснительные индивидуальные, а также коллективные беседы
- формы учебной работы
- конференции на различные темы (нравственные, научные, эстетические и так далее)
- ученические вечера
- встречи с деятелями искусства, науки, техники и другое
Эти средства носят эстетический, физический и нравственный характер.
Положительный пример
Однако не только при помощи слова и мысли происходит воспитание и развитие личности. Конечно, большое значение в воспитании детей оказывает положительный пример, образцы поведения, ведь для формирования личности ребенка нужно три составляющие: большие препятствия, большие цели и большие примеры. Так, метод положительного примера занял в воспитании одну из главных ролей.
Подражательность является психологической основой влияния положительного примера на воспитание детей. Механизм подражания основывается на том, что дети переживают противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития, воспринимая какие — либо положительные образцы поведения. У детей при этом возникает потребность в совершенствовании своих качеств и черт.
Средства метода упражнения
Этот метод заключается в многократном повторении поступков и действий учеников. Это имеет целью закрепление и образование у детей нужных привычек и навыков поведения.
Большое разнообразие средств реализации этого метода обуславливает широкий диапазон его воспитательного воздействия. Именно в качестве таких средств выступают самые разнообразные внеклассные мероприятия и, конечно же, общение, в ходе которого вырабатывается не только сама культура речи, но и навыки правдивости, вежливости, товарищества и многое другое.
Другими словами, если практическая деятельность учеников организована должным образом, то она является средством реализации данного метода убеждения.
Средства методов одобрения и осуждения
В воспитании, безусловно, используются методы осуждения и наказания, однако использование разных видов наказания может повлиять на возникновение соблазна воспитателей и стать основным средством воспитания детей, при этом о других методах воспитатель может забыть.
Одобрение — это похвала, положительная оценка, признание учителя или коллектива, которая выражается или в личной форме, или же публично.
Осуждение является противоположностью одобрения.
То есть осуждение — это отрицательная оценка поступков и действий ученика со стороны учителя или коллектива, которые не соответствуют правилам и нормам поведения.
Однако эти методы требуют высокого мастерства и искусства в применении.
Средства метода одобрения:
- награждение похвальными грамотами
- благодарность в приказе по школе
- личная похвала педагога, директора, классного руководителя
- награждение медалями, подарками
Средства метода осуждения:
- устный выговор
- замечания педагога, классного руководителя, директора
- выговор в приказе по школе
- перевод в другую школу
- исключение из школы (непременно, по согласованию с районным отделом по образованию)
- направление в школу для трудновоспитуемых
Однако любое осуждение должно быть объяснено, сопровождаться моральной оценкой и анализом нехорошего поступка.
Требования и контроль за поведением
Много различных внутренних побуждений и внешних воздействий испытывает изо дня в день личность. Часто бывает так. Что эти самые побуждения отвлекают учеников от выполнения установленных правил и норм поведения.
К примеру, чрезмерное увлечение компьютерными играми создает проблемы в учебе, а дружба с недисциплинированными людьми — к плохим, осуждаемым поступкам и другое. Очень много подобных помех в обучении. Именно поэтому вместе с убеждением, убеждением и положительным примером возникает необходимость применения и такого метода воспитания, как предъявление требований, а также осуществления контроля за поведением.
Средства метода предъявления требований:
- указания педагогов, директора, классного руководителя, а также их распоряжения
- просьбы педагогов
Сущность этого метода заключается в том, что он позволяет действенно реагировать на отклонения в поведении учеников и должным образом корректировать его.
Однако эффективность данного метода состоит в доброжелательных отношениях между педагогами и учениками, от чуткости и педагогического такта учителей.
А вот под контролем следует понимать такой метод воспитания, который определяется наблюдением за деятельностью учеников, а также их поведением. Это носит цель побуждения учащихся к соблюдению правил и норм соответствующего поведения, а также предъявленных требований и задач. Средства метода осуществления контроля:
- индивидуальные беседы о выполнении полученных знаний
- каждодневное наблюдение за работой и соответствующим поведением учеников
- отчеты учащихся о своей работе перед сверстниками
- Переключение на другие виды деятельности.
Однако совсем различается метод переключения от других психолого-педагогических методов. В процессе деятельности часто возникает увлеченность детей какой—либо одной деятельностью, а это ведёт к негативным поступкам и явлением в поведении. К примеру, чрезмерное увлечение игрой в карты или же увлечение детективами и другое.
Но в этом случае не всегда помогают запреты педагогов. Но действенным методом в этих случаях является метод переключения учеников на другие виды деятельности, более полезные.
Этот метод оказывается весьма действенным, если нужно возбудить у ребенка или группы детей новые психические переживания (к примеру, сгладить обиду).
Никакое средство вообще не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целой системы, от целого комплекса влияний. Это ставит перед учителем задачу овладения искусством комплексного применения всех методов и средств воспитания и повышения их педагогической действенности.