Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Система воспитания в школе «Саммерхилл» А.Нилла

Основатель школы А. Нилл

Саммерхилл — одна из самых старейших школ мира, основанная на принципах демократии. Она расположена в городке Лейстон в Саффолке, приблизительно в ста милях от Лондона. Её основатель - Александр Сазерленд Нилл - шотландский педагог, сторонник освобождения детей. Родился в 1883 году в Шотландии, в семье школьного сельского учителя. Отец был таким же тираном, как и другие школьные учителя того времени. Розги и унижения были тогда самым популярным способом дрессировки детей. Он понял, что необходимо формировать умы детей таким образом, чтобы они подвергали сомнению, разрушали и строили заново. Повзрослев, Нилл пробовал работать в школе отца, но понял, что не способен там ничего изменить.

В 1917 г. он посетил экспериментальную трудовую колонию для малолетних нарушителей. Там он увидел вживую, как работают принципы самоорганизованного управления в коллективе, и познакомился с руководителем коллектива - Гомером Лэйном. Лэйн также считал, что для ребенка важнее эмоциональное благополучие, нежели академическое образование. Это же чувство Нилл позже сформулировал в своей книге "Саммерхилл. Воспитание свободой".

Система воспитания в школе «Саммерхилл» А.Нилла

В 1921 г., переехав в Германию, в окрестностях Дрездена он открывает свою школу, основанную на невероятных для того времени принципах: посещение занятий абсолютно добровольное, школьные правила принимаются самими учениками на собраниях, у детей и взрослых равные права при голосовании. С самого начала её существования, в ней не произошло никаких фундаментальных изменений. Её успех в создании благоприятной среды для детей и воспитании гармоничных людей заключается в кратком высказывании ее основателя — шотландского писателя и повстанца Александра Нилла: «Предназначение ребёнка — прожить свою собственную жизнь. Не ту, о которой мечтают его беспокойные родители, и не ту, которую предлагает учитель, думающий, что знает лучше».

«Система воспитания в школе «Саммерхилл» А.Нилла» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Цели школы «Саммерхилл»

Саммерхилл — это не только учебное заведение, это модель для подражания в жизни.

Цели могут быть описаны таким образом:

  1. Дать детям свободу для эмоционального роста
  2. Дать детям власть над собственной жизнью
  3. Дать детям время развиваться естественно
  4. Сделать детство более счастливым, снять страх перед взрослыми и убрать принуждение с их стороны

Совершенно естественно, что большинство специалистов в сфере образования и учителей скептически относятся к подобной системе. Как вы можете давать детям власть над их жизнью? Разве можно настолько доверять им? Можно ли надеяться на то, что они будут принимать разумные решения?

Ответ Саммерхила — «да». Да, они могут руководить собственной школой. Да, они могут принимать ответственные и полные сострадания решения, и да, им можно доверить распоряжаться своими жизнями.

Если бы вы побывали на одном из школьных собраний и увидели учащихся всех возрастов, слушающих и голосующих по таким вопросам, как хулиганство, воровство или нарушения порядка, вы бы поняли, как ответственно и серьёзно могут дети относиться к своей свободе и к принятию решений.

Если они растут в обществе, где к ним относятся с уважением, если они уверены в том, что их мнение ценно, это естественным образом приведёт к тому, что они будут выносить на общий суд различные спорные ситуации, будут отлично подготовлены к тому, чтобы слушать и решать проблемы других. Школа Саммерхилл поощряет открытость и честность.

Саммерхилл — это коллектив примерно из 100 человек: 14 человек персонала и интернациональная группа детей. В настоящее время около половины учащихся приезжает из-за границы (Юго-Восточная Азия, Германия, США, Швейцария и Франция) и половина — из Великобритании.

Принципы управления

Это сообщество самоуправления — все решения в повседневной жизни школы принимаются сообща. Этот процесс демократический, каждый взрослый и ребёнок имеют равные голоса. Поэтому мнение самого младшего имеет такой же вес, как и директора Саммерхилла. Но дети не просто обладают такой же властью на общих собраниях, как взрослые, — количество воспитанников существенно больше численности персонала. Реакция многих учителей на это — страх. Представьте, что бы случилось в традиционном учебном заведении, если бы голоса учеников доминировали над голосами педагогов? Тотальная анархия? Утрата всех моральных устоев?

Возможно. Но в Саммерхилле большинство учащихся провели в школе достаточно много времени, чтобы уже уметь принимать решения. Они социально ответственны и привыкли в первую очередь думать о потребностях группы. Это не значит, что у детей не бывает споров или разногласий. Один из важнейших моментов, на котором основывается школьная демократия, это понимание того, что потребности детей и взрослых существенно отличаются.

Система воспитания в школе «Саммерхилл» А.Нилла

Иногда попадаются дети-бунтари, которые хотят сломать все школьные устои и пойти против сообщества во всём, в чём только возможно. Случается, они даже получают достаточную поддержку для изменения или отмены каких-то правил. Обычно это несколько разрушительно, но благодаря таким ситуациям дети получают бесценный опыт, и, как правило, вскоре всё становится на свои места. Существует ли лучший способ стать гражданином, соблюдающим закон, чем попробовать жить без законов?

Принципы воспитания в Саммерхилле

Однако философия Саммерхилла — «свобода, но не вседозволенность». Это значит, что ты волен делать так, как тебе хочется, но твоя свобода не должна пересекаться со свободой кого-то ещё.

Ты можешь идти на уроки или не идти, потому что это твоё личное дело, ты делаешь свой выбор. Но ты не вправе играть на барабанной установке в четыре часа утра, потому что это противоречит свободе других. Благодаря всему этому в школе, возможно, больше законов, чем в какой-либо другой, — в среднем около двухсот. Они регламентируют жизнь, начиная с того, во сколько студент должен быть в кровати вечером, и вплоть до того, куда позволено стрелять из лука.

Учителя иногда приводят на общие собрания детей с жалобами на то, что те не соблюдают правила поведения в классе. В одном из таких случаев было принято решение не допускать нарушителя до уроков в течение трёх дней. Но ребёнок молил о том, чтобы ему назначили штраф, потому что это наказание, по его мнению, было слишком жестоко.

Естественно, что персонал также могут привести на собрание. Это весьма унизительный опыт, когда вас выставляют перед всеми, особенно если вы преподавали в традиционной системе, где ваш авторитет был незыблем. Но у учителей Саммерхилла его нет — в глазах общественности они воспринимаются как равные. Любое уважение, которое они могут получить, должно быть заработано, так же, как и детьми. Здесь каждого оценивают по тому, какой он человек, а не по возрастному критерию.

Было бы хорошо всем педагогам получить опыт преподавания в школе, подобной Саммерхиллу. Ведь большинство из них всю свою жизнь обучает аудиторию, которую заставляют присутствовать на занятиях. А учить детей, которые могут встать и выйти из класса, если захотят, так как не обязаны посещать занятия, — это совсем иное.

Конечно, воспитанники Саммерхилла понимают, что у взрослых и у детей различные роли. Взрослые несут ответственность за школу, у них есть определённые требования, которые должны выполняться. Если происходит инцидент, учащиеся бегут в комнату персонала за помощью, но и сами любым доступным им способом стремятся помочь в разрешении проблемы.

Дата последнего обновления статьи: 25.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot