Характеристики семьи, как фактора воспитания
Семья является ведущим фактором развития личности ребенка. Именно от этого важного фактора во многом зависит дальнейшее развитие судьбы человека. Характеристика семьи как воспитательного фактора - это в первую очередь воспитательная среда, в которой реализуется жизнедеятельность ребенка. Взаимодействие ребенка с социальной средой, различными микросредами, усвоение культуры имеют важное значение в его психическом развитии и формировании его личности. Семейное воспитание, прежде всего, основано на чувстве. Как правило, семья строится на чувстве любви, которое и определяет нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявления нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга.
Семейная среда носит роль культурной ниши для ребенка. Данная среда включает в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка.
Родители самостоятельно создают среду для воспитания своего ребенка. Обеспечивают требуемые гигиенические условия, полноценное питание, приобретают различные средства воспитания, дают положительные образцы поведения. От уровня организованности воспитательной среды зависит эффективность развития ребенка.
Жизнь семьи состоит из множества различных социальных ситуаций. Способность родителей дать целевую направленность социальным ситуациям превращает их в педагогические. Таким образом, фактором воспитания становятся совершенно привычные вещи: интерьер, расположение предметов, отношение к вещам, события семейной жизни, взаимоотношения в семье, традиции и другое. Домашняя среда может стать пищей для развития чувств, мыслей, поведения ребенка. От социальных ценностей и атмосферы семьи зависит, трансформируется ли домашняя среда в воспитательную, будет ли способствовать саморазвитию и самореализации.
Воспитательная деятельность семьи имеет отличительную особенность – непреднамеренность и естественность.
Специальные воспитательные мероприятия в современной семье занимают незначительное место. Семейное воспитание очень индивидуально, имеет конкретную направленность, персонализирован. Благодаря этому именно в семье происходит инициация активности ребенка. Такая деятельная активность служит основой для формирования социально-психологических аспектов личности ребенка.
Содержание семейного воспитания разнообразно и менее регламентировано, в отличии от воспитательных и образовательных учреждений. В семье в большей степени формируется способность ребенка адаптироваться к многообразию реальной жизни, развивается иммунитет к отрицательным проявлениям. Наблюдаемое поведение близких помогает ребенку выстроить собственное отношение к миру, представления о ценности определенных явлений и объектов.
Отношение ребенка к окружающим предметам, нормам поведения, жизнедеятельности в семье рождается опосредованно, благодаря общению между членами семьи. Семья дает ребенку примеры разнообразных поведенческих моделей, именно на них он будет ориентирован в процессе приобретения собственного социального опыта. Ребенок учится сравнивать, давать оценку, выбирать формы поведения и способы взаимодействия с окружающим миром.
При всех положительных моментах семья - замкнутая общность людей, воспитывающих друг друга, ориентирующаяся на интересы и потребности общества, использующая методы, передающиеся из поколения в поколение. Безусловно, происходит формирование новых способов воздействия на ребенка, которые родители берут в окружающей жизни и из специальной литературы.
Семья относится к факторам воспитания потому, что организует деятельность детей. Новорожденный ребенок не обладает навыками и умениями для самостоятельной жизни. Его взаимоотношения с внешним миром организуются членами семьи. В семье ребенка приобщают к различным видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной и социальной деятельности. Первоначально преобладает совместная деятельность взрослых и детей, в процессе овладения отдельными действиями, ребенку представляется возможность организовывать совместно-разделенную деятельность с взрослым. Постепенно ребенок становится субъектом собственной деятельности. Для успешного развития ребенку требуется внимание взрослых, их поддержка, одобрение, оценка, иногда - помощь. Родителям необходимо соблюдать разумное соотношение своей и детской активности. Часто взрослым проще сделать действие за ребенка, чем ждать от него самостоятельного решения задачи. В этом заключается самая частая ошибка семейного воспитания. Для родителей гораздо сложнее включить в дело ребенка. Такой подход к воспитанию приводит к развитию инфантилизма и синдрома беспомощности.
Родителям рекомендуется поддерживать проявление самостоятельности у ребенка. Помощь со стороны взрослых должна осуществляется без акцента на беспомощность ребенка, не унижая его достоинства.
При таком подходе у ребенка формируется потребность в целесообразных действиях, которые имеют определенный результат. Соответственно развивается настойчивость, усидчивость, самоконтроль и самооценка.
Очень важно родителям учитывать границы возможностей ребенка. Деятельность сверх возможностей ребенка не будет приносить ему удовлетворения. Именно ощущение успеха рождает атмосферу эмоционального подъема у ребенка, а это стимулирует желание трудиться, учиться и играть.
Особенности семьи как воспитательного фактора
Воспитание подрастающих поколений является главной функцией семьи. Семейное воспитание – это целенаправленное взаимодействие членов семьи, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества. Каждая семья обладает разным воспитательным потенциалом. Все семьи различны по структуре, материальной базе, месту проживания (Рис.1). В семьях может быть разный уровень психологических норм, поддержание традиций и обычаев, уровень культуры и образования.
Рис. 1
Надо помнить, что семья может играть роль положительного и отрицательного фактора становления личности ребенка. Основными условиями, обеспечивающими оптимальный тип семейного воспитания, являются: любовь к ребенку, последовательность в поведении, единство требований всех членов семьи, обоснованность воспитательных мер, в том числе наказаний, исключение ребенка из конфликтов взрослых. Для успешного семейного воспитания важна мера проявления чувства. Ребенок, недополучивший любви может вырасти недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям окружающих, неуживчивым в коллективе, а может стать замкнутым и чрезмерно застенчивым. Избыток же любви в семье может привести к развитию эгоизма и эгоцентризма, изнеженности и избалованности.
Семейное воспитание занимает широкий временной промежуток воздействия. Как правило, оно продолжается всю жизнь человека. Влияние семейного воспитания человек испытывает вне дома.
Влияние семьи на развитие и воспитание ребенка различаются в разные периоды жизни человека. В дошкольном возрасте роль семьи заключается в реализации материальных, духовных и познавательных потребностей ребенка. В младшем школьном возрасте семья удовлетворяет материальные, коммуникативные и эмоциональные потребности, а школа при этом развитием интеллектуальной сферы. Для взрослеющего человека семья имеет важное значение в развитии его самопознания, личностного, социального и профессионального самоопределения.