Понятие правового воспитания
Для увеличения уровня правовой культуры как общества в целом, так и отдельной личности, нужна целенаправленная работа государственных и муниципальных органов, проводящих работу с населением по формированию у них правосознания, знаний и умений пользоваться всеми ценностями в правовой сфере, а также жить и работать согласно с ними. Иными словами, для увеличения уровня правовой культуры необходимы правовое формирование и правовое воспитание личности.
Под правовым формированием личности понимается весь многогранный процесс формирования правовой культуры под воздействием самых всевозможных причин (экономических, общественных, политических, идеологических и других).
Правовое воспитание представляет собой целенаправленный процесс воздействия на понимание людей с целью формирования высокого уровня правовой культуры.
В задачи правового воспитания входит формирование:
- познаний о праве;
- внутреннего почтения к праву;
- умения использовать правовые познания на практике;
- навыков работать согласно с правовыми предписаниями.
Правовое воспитание подразумевает систему деталей, образующих правовоспитательный процесс.
Его ключевыми составляющими являются: субъекты воспитания (государство и его органы, должностные лица, социальные организации, отдельные граждане); объекты воспитания (отдельные индивиды, группы населения — молодежь, военные и т. д.); содержание воспитания - предоставление воспитуемым юридического опыта общества; формы и методы правового воспитания.
В содержательном смысле задачи правового воспитания содержатся в том, чтобы поднять личное либо массовое правосознание до уровня правосознания сообщества. Правовая информация, опыт, находящиеся в общественном правосознании, обязаны быть «доставлены» посредством надлежащих средств, форм и способов в понимание воспитуемых. Потому что социальное правосознание находит свое конкретное олицетворение в нормах права, а правовое воспитание во многом подразумевает их усвоение.
Правовое воспитание тесно соединено с политическим и нравственным воспитанием. Невозможно сформировать у человека почтение к закону, если нет уважения к государству и к окружающим людям — носителям субъективных прав и свобод.
Необходимо отметить, что правовое воспитание должно осуществляться на конкретных основополагающих принципах:
- взаимосвязи с жизнью, юридической практикой;
- научности;
- наглядности;
- правдивости;
- ориентации на укрепление законности;
- выработки познания работающих норм и умения ими пользоваться.
Формы, методы и средства правового воспитания
Правовое воспитание - трудоемкая и многоаспектная деятельность, проявляющаяся в форме:
- пропаганды права в средствах глобальной информации (журналы, печатные издания, радио, телевидение);
- издания литературы по юридической проблематике (популярные листовки, объяснения законов, юридической практики);
- существования и распространения компьютерных баз «Гарант», «Консультант-плюс», а также распространения правовой информации через Интернет;
- правового образования людей - исследования законодательства в общеобразовательных школах, институтах, техникумах и вузах;
- профессиональной подготовки специалистов в сфере права через юридические университеты, а также особые курсы повышения квалификации;
- гласного воплощения юридической практики - законотворческой работы государства в целом и отдельных государственных органов в частности;
- создания и распространения произведений литературы и искусства, посвященных правовым задачам (кинофильмы, театральные постановки, произведения русских и иностранных писателей).
Формы правового воспитания, отражая наружную, поведенческую сторону отношений педагога и воспитуемого, могут быть как устными (лекции, беседы), так и печатными (газеты, книги, баннеры).
Однако правовое воспитание невозможно сводить лишь к правовой информированности граждан. Это более глубинный процесс, имеющий отношение к делам, связанным с пониманием прав и свобод человека, положений Конституции и действующих законов.
Методы правового воспитания - это разнообразные приемы педагогического, эмоционального и другого воздействия на воспитуемых. К ним относят, прежде всего, убеждение и принуждение, личный пример, одобрение и порицание и другие.
Средства правового воспитания делятся на материальные (нормативные и правоприменительные акты, акты толкования права, печатные издания, журналы) и устные (лекции, семинары, беседы).
Также следует иметь в виду, что правовая культура считается элементом единой культуры и работает во взаимодействии с другими сферами, поэтому необходимо поднимать уровень культуры общества в целом. В данном направлении особенно важным считается взаимодействие правовой и нравственной культуры, поскольку последняя содействует жизнедеятельности личности согласно с предписаниями правового закона.
Экономическое воспитание
В условиях происходящих социально-экономических изменений в жизни общества актуальным становится экономическое воспитание подрастающего поколения. Оно представляет собой педагогическую работу, нацеленную на становление и развитие экономической культуры учащихся.
Экономическая культура подразумевает формирование у учащихся конкретных моральных и деловых качеств для их будущей трудовой деятельности: социальной активности, предприимчивости, инициативности, бережного отношения к собственности, ответственности, стремления к повышению производительности труда и к собственному благосостоянию.
Весомым компонентом экономической культуры считается экономическое сознание - познание ключевых законов становления рыночной экономики, увеличения производительности производства, перестройки его структуры, улучшение производственных взаимоотношений, системы управления и способов ведения хозяйства. Экономическое сознание отдельного человека обеспечивает сознание экономической жизни всего общества, а значит подразумевает перевоплощение каждого в энергичного, креативного участника производственного процесса.
Составляющим элементом экономического сознания считается экономическое мышление - способность к осмыслению явлений финансовой жизни с учетом достижений науки и техники. Оно содействует креативному решению личностью различных проблем в сфере экономики.
Содержание экономического воспитания в школе предусмотрено курсами «Экономика», «Основы экономических знаний», «Введение в экономику» и другими. Учащиеся получают представления об окружающей экономической среде, изучают основные экономические понятия, учатся принимать правильные решения в хозяйственной жизни. В процессе экономического воспитания также важно сформировывать у учащихся здоровые материальные потребности, но не в ущерб духовным.