Понятие о трудовом воспитании
Основным источником материального и духовного богатства для общества является труд. Кроме этого, труд является обязанностью любого человека в обществе, а также основой воспитания личности. Если человек может долго и продуктивно трудиться, то эти навыки он может применить в в своей деятельности, при чем в любом направлении. Поэтому трудовое воспитание является главной составляющей педагогического процесса.
Функции трудового воспитания
На протяжении многих лет трудовое воспитание исследовалось педагогической наукой. Таким образом, были выведены следующие функции трудового воспитания:
- благотворное воздействие на физическое развитие человека (в особенности, если труд связан со свежим воздухом)
- развитие умственных способностей человека
- труд имеет важнейшее значение в воспитании нравственности
- повышает самооценку человека (человек, трудясь, понимает, как он важен для общества, осознает свой общественный долг)
- развитие товарищеских и коллективных отношений (человек, трудясь, учится работать сообща, умеет распределять обязанности между трудящимися)
- помогает определить человеку направления профессии наиболее приоритетные для него, склонности и способности к определенным видам деятельности.
Воспитатели должны организовывать трудовую деятельность в разнообразных направлениях. Это способствует тому, что ученики попробуют свои силы и точнее правильнее сделают выбор своей будущей профессии.
Понятие трудолюбия
Основная цель трудового воспитания состоит в выработке у учеников любви к труду, стремления к постоянному улучшению качества труда, активного участия и многое другое. С помощью методов убеждения, разъяснения и упражнения воспитается положительное отношение, собственно, к труду. Если постоянно упражняться. То человек приходит к хорошим результатам. А это, в свою очередь, приносит человеку радость и желание все больше трудиться. Так формируется трудолюбие. Трудолюбие определяется наличием следующих элементов:
- наличие трудовых умений и навыков;
- мотивация к трудовой деятельности;
- сильную волю, необходимую для преодоления сложностей, возникающих в процессе трудовой деятельности;
- сознательное осуществление трудовой деятельности как блага для себя и общества.
На школьный период приходится основная доля трудового воспитания. В школе существует много видов трудовой деятельности. Основной из них является забота о самом себе, то есть чистота учебных принадлежностей, чистота одежды, уборка помещений, уход за растениями и животными. С помощью уроков труда в рамках школьной программы и осуществляется специально организованный труд. Например, в младшем школьном возрасте дети делают поделки, аппликации, гербарии и так далее. Старшие школьники изготавливают полезные вещи для школы и быта, а также кормушки для птиц. Если есть живой уголок, дети заботятся о животных, проводят наблюдения за животными и растениями, а также занимаются подкормкой городских и лесных птиц. Более целенаправленным трудовое воспитание становится в старших классах. Оно заключается в проведении учебно-производственной практики. Например, ученики старших классов занимаются уборкой личных участков, озеленением улиц, помогают взрослым по проведению различных праздников.
Семья играет важную роль в развитии способностей и потребностей в трудовой деятельности, даже в раннем возрасте. С этого возраста ребенок уже должен приучаться к труду, иметь какие — либо собственные обязанности, например, убирать за собой игрушки, следить за чистотой своей одежды, рук и лица и так далее. Потому что именно в этом возрасте человек учится бережно относиться и к результатам не только своего, но и чужого труда, так как он понимает, что эти результаты стоили определенных усилий.
Но сфера трудовой деятельности расширяется, когда он вступает в школьную жизнь, здесь и появляются противоречия. Например, противоречие заключается в различии школьного и домашнего труда. Но вызвать интерес к труду у ребенка можно, лишь повысив разнообразие видов трудовой деятельности.
Существуют различные способы организации трудовой деятельности в современной школе, которые способствуют развитию бережливости и трудолюбия у ребенка:
- индивидуальные поручения, требующие трудовой деятельности;
- создание производственных кооперативов с возможностью реального заработка;
- создание и поддержание трудовых традиций в школе;
- организация постоянных и временных объединений, направленных на выполнение определенной работы.
Таким образом, трудовое воспитание - это вовлечение учеников в различные педагогически организованные виды полезного для общества труда. Цель трудового воспитание - передать учащимся трудовых навыков и умений, развитие у них творческого мышления и любви к труду.
Задача трудового воспитания заключается в осуществлении начального профессионального образования, формирование не только трудолюбия, но и других нравственных качеств, хорошего отношения к процессу и результатам труда. Трудовое воспитание призвано прививать у людей уважения к труду, к тем, кто трудиться, а также знакомить учеников с основами сельскохозяйственного современного и промышленного производства, транспорта, строительства и другое. А также труд дает детям первоначальную профессиональную подготовку и побуждает к сознательному выбору профессии, исходя из своих способностей и умений.
Однако замечено, что в среде школьной молодежи проявляется нежелание трудиться, лень и пренебрежение к труду, халатность и безалаберность. Это все связано с обостряющими противоречиями. Они и порождают негативные явления. Школьники плохо относятся к труду лишь по причине того, что их труд слишком примитивен и неразнообразен или же плохая организация труда. Но это можно исправить, если вовлечь учащихся в организованный и общественно полезный труд, осуществить экономическое воспитание.
Система трудового воспитания
Различные виды физической и интеллектуальной деятельности, развивающее техническое мышление, нравственное отношение к труду, общение в трудовом коллективе — все это есть основные механизмы осуществления трудового воспитания. Например, мыслительная деятельность в труде, формирует у ребенка творческое мышление, самоотдачу, а также творческое отношение к труду. Техническое мышление служит накоплением технологических знаний и опыта по организации эффективного труда, а также осмысление результатов своей трудовой деятельности.
Трудовая деятельность формирует у учащихся навыки, умения, привычку к трудовому усилию, а также преодолению физического напряжения. Отношение к труду является следствием организованной трудовой деятельности. Из основных видов трудовой деятельности детей складывается структура трудового воспитания. На первом плане - это труд учебный, ведь интеллектуальный труд — один из самых тяжелых и сложных.
Единственный конструктивный метод помочь ребятам полюбить труд и чувствовать свою потребность в нём – отсутствие формализма в организации трудовых мероприятий и творческих подход. Труд – это не обуза и не наказание, это возможность реализовать свои способности и ознаменовать день ещё одним полезным делом. И эти слова должен знать и понимать каждый школьник.