Понятие о конкурсе
Конкурс понимается как соискательство, соревнование нескольких лиц в области науки, искусства и другое, с целью выделить наиболее выдающегося конкурсанта-претендента на победу.
Есть и другое определение конкурса. К примеру, конкурс — это процесс определения наилучшего одного или нескольких претендентов на победу, в соответствии с правилами, которые должны быть определены перед началом проведения конкурса.
Определение победителей в конкурсе
Определение победителей в конкурсе может осуществляться путем голосования (количественное исследование) или экспертизы (качественное исследование).
Экспертиза — это специальная форма анализа данных, которая проводится по установленной форме и соответствующая выработанным требованиям.
Голосование — такой способ принятия решения группой людей (собранием), при котором общее мнение формулируется путем подсчета голосов членов группы.
Победители определяются несколькими методами:
- В количественном исследовании претенденты на победу определяются путем всеобщего голосования. Участие в голосовании может принять абсолютно любой человек. Однако в некоторых конкурсах определяются критерии голосования (например, голосовании возможно только по достижении определенного возраста). Участники голосования выражают свою симпатию определенному претенденту. Опираясь на субъективные мотивы. В конце конкурса подсчитывается число голосов, полученных каждым претендентом на победу. Эти голоса суммируются и, таким образом, участник конкурса, который набрал наибольшее количество голосов, становится победителем.
- В качественном же голосовании претенденты на победу оцениваются жюри, назначенным заранее.
Жюри - группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, состязаниях, выставках и так далее.
Это может быть также группа специально уполномоченных лиц, судейская коллегия, способная объективно оценить характеристики и качества претендентов на победу. Эти оценки проводятся по определенным критериям и правилам конкурса. Каждый член жюри ставит оценку каждому конкурсанту. В конце конкурса эти оценки суммируются, а победителем конкурса становится тот конкурсант, который набрал набольший балл среди всех.
- Комплексные методики оценки также очень распространенны в определении победителей. Победителей определяют одновременно и жюри, и зрители, всеобщим голосованием. При этом определенный приоритет имеет каждая из респондентских групп. Этот приоритет очень важен для построения интегрального комплексного рейтинга конкурсантов.
Правила организации конкурса
Соответствующее постановление о проведении конкурса, которое определяется с целевой аудиторией конкурса и с тематикой определяется оргкомитет.
Оргкомитет (организационный комитет конкурса) — это коллегиальный орган, который сформирован организаторами самого конкурса.
Его целью является осуществление технического и методического обеспечения проведения мероприятий конкурса, а также контроль над осуществлением проектов, которые получили финансирование по результатам конкурса и обеспечении работы органов конкурса.
Оргкомитет на общественных началах осуществляет свою деятельность. Он, в свою очередь, состоит из Президиума Оргкомитета и сотрудников, которые организуют сам конкурс и осуществляют его техническое и методическое обеспечение.
Оргкомитет должен:
- утвердить определенные условия участия в конкурсе, в разных этапах конкурса;
- разработать сами задания конкурса по заранее заявленной теме;
- разработать критерии оценок на разных этапах конкурса;
- определить общее время для проведения конкурса и для подведения награждения и итогов конкурса;
- разработать систему поощрения и награждения для победителей, призеров и просто участников.
Результатом всей проведенной предварительной (подготовительной) работы становится «Положение о конкурсе». Положение о конкурсе — это такой нормативный акт, который имеет сводный кодификационный характер и который определяет компетенцию, порядок образования, а также организацию работы. В этом положении должно указываться название самого конкурса, его цели проведения, разъясняются четко условия участия в конкурсе, есть ли ограничения по возрасту участников, а также объявляется о награде для победителя, призеров и участников конкурса (не всегда).
После того, как «Положение о конкурсе» составлено, Оргкомитет должен направить свою работу на решение уже практических задач:
- Организатором должны быть определены будущие участники конкурса. Это можно сделать следующими способами: раздача листовок, вывешивание стендов или объявление на общем собрании. При этом можно применять и индивидуальную работу, и массовую. Выбор средств для привлечения участников конкурса целиком и полностью зависит от традиций конкретной школы. должен найти будущих участников конкурса.
- Кроме этого, организатор конкурса определяет и предоставляет необходимые материалы, которые нужны для проведения конкурса. Но бывает и такое, что необходимые материалы для конкурса должен предоставить сам участник конкурса, то это должно быть обговорено в «Положении конкурса», в условиях его программы.
- Далее организатор должен пригласить для оценки конкурсантов и их работ компетентное жюри. Это должно быть осуществлено в том случае, если определение победителей проводится путем «комплексного» или «качественного исследования».
Но при подборе жюри должны учитываться также определенные правила:
Во-первых, следует учесть, что оценкой конкурсантов должны заниматься несколько человек (3-7 человек).
Во-вторых, в жюри должны быть люди, которые уже имели опыт в той деятельности, которую им предстоит оценивать.
В-третьих, нельзя ни в коем случае приглашать в жюри тех людей, которые лично заинтересованы в результате конкурса. Однако, если определение победителей конкурса происходит путем «количественного исследования» (то есть с помощью голосования), то, в этом случае, все материалы конкурса должны быть представлены зрителям и должны быть доступны для просмотра всем, кто желает принять участие в голосовании.
Итогом каждого конкурса является подведение итогов конкурса и награждение победителей, призеров и участников. Все должно быть подготовлено заранее, награждения и призы должны быть подготовлены заранее, а итоги и результаты конкурса должны быть доступны не только участникам конкурса, но и зрителям.
Этап награждения победителей может быть как очный, так и заочный. Очное награждение происходит в строго определенное время. Обычно это происходит в виде торжественной церемонии, с участием приглашенных членов жюри, участников конкурса, а также специальных гостей (спонсоров конкурса, если они есть).
Заочный этап награждения заключается в том, что после объявления результатов, победители, призёры и участники конкурса получают дипломы, грамоты или сертификаты, направляющиеся либо в образовательные учреждения, через их представителей, либо по электронной почте самому участнику, призеру или победителю, либо на электронную почту образовательного учреждения. Заочный этап награждения проводится без специальных торжественных мероприятий.