Цели и задачи эстетического воспитания
Эстетическое воспитание способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Эстетическое воспитание – это часть целостного воспитательного процесса, направленная на формирование способности воспринимать и преобразовывать окружающую действительность в соответствии с законами красоты во всех сферах человеческой деятельности.
Методология эстетического воспитания формируется наукой эстетикой. Это наука, исследующая закономерности художественного освоения окружающей действительности индивидом, описывающая сущность и формы отражения и преобразования реальности, описывающая роль искусства в развитии нашего общества.
Результатом эстетического воспитания в школе является сформированное эстетическое сознание и эстетическое поведение учащихся.
Эстетическое сознание представляет собой форму общественного сознания, реализуемую в качестве художественно-эмоционального познания действительности посредством эстетических чувств, оценок, вкуса, идеалов и и выражаемую в творчестве и эстетических взглядах. Важными элементами эстетического сознания являются эстетические чувства.
Цель эстетического воспитания в школе - научить ребят воспринимать и понимать красоту.
При наблюдении прекрасного в окружающей действительности человек не должен оставаться равнодушным. Важно, чтобы дети научились различать истинную красоту и безобразное.
Эстетическое восприятие порождает определенные эмоции и поэтому в воспитание учащихся должно проходить в благоприятных для формирования эмоциональной сферы условиях. В процессе эстетического воспитания важно сформировать у детей способность к полноценному восприятию произведений искусства. Для этого учащимся требуется теоретическая подготовка. Это имеет особо важное значение при использовании скульптуры, музыки, изобразительного искусства в эстетическом воспитании. Эстетический вкус, сформированные эстетические идеалы, способность давать оценку прекрасному дают школьнику понимание сути прекрасного. Воспринимая прекрасное ребенок должен анализировать его, сравнивать с уведенным ранее. Это есть эстетическое мышление, уровень которого зависит от умственного воспитания, умения мыслить. Параллельно с развитием эстетического восприятия в процессе воспитания у школьников необходимо формировать эстетическое отношение к окружающему миру. Они должны не просто научиться любоваться красотами природы, произведениями искусства, но и беречь их.
В процессе эстетического воспитания школьникам следует рассказывать и об эстетике поведения, в частности об аккуратности в одежде, манерах поведения, культуре проявления эмоций.
Способы эстетического воспитания
В эстетическом воспитании ребят школьного возраста используют разные источники:
- произведения изобразительного искусства, развивающие у ребенка восприятие, фантазию;
- музыку, посредством мелодий, тембра, влияющую на эмоционально-чувственную сферу ребенка и на его поведение;
- художественную литературу, где основным выразителем эстетики служит слово;
- театр, кино, цирк, сочетающие в себе элементы многих видов искусств;
- обсуждение поведения и деятельности учащихся с эстетических позиций;
- природу;
- факты и события общественной жизни;
- привлечение детей к практической деятельности по созданию эстетической обстановки в классе, школе.
Для эффективного эстетического воспитания большую роль играет внеурочная деятельность. В школах необходимо создавать этнографические группы, ансамбли различных направлений, уроки на природе, кружки по разным видам творчества.
Огромная роль в эстетическом воспитании школьников отводится предметам эстетического цикла, таким как рисование, пение и музыка. На этих уроках школьники не только изучают теорию искусства, но и развивают творческие способности, приобретают практические навыки. Расширять и углублять эстетические знания учащиеся должны иметь возможность во внешкольных образовательно-воспитательных учреждениях, в частности музыкальных и художественных школах, различных студиях.
Важна и роль семьи в эстетическом воспитании школьника. Эстетика в оформлении квартиры, домашняя библиотека, обсуждение телепередач и прочитанных книг в кругу семьи, совместное посещение театров – все это помогает привить эстетический вкус детям.