Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблематика воспитания в сфере эстетики

Определение 1

Эстетическое воспитание – это организованный педагогический процесс, направленный на формирование эстетического вкуса, сознания и культуры личности.

Сущность эстетического воспитания

Идеи эстетического воспитания зародились во времена Античности. Именно тогда впервые такие философы как Платон и Аристотель выдвигали идеи воспитания эстетического начала в детях. Идеи античных философов дошли до наших дней, претерпевая изменения, связанные с развитие этики и эстетики как самостоятельных наук.

Эстетическое воспитание призвано развивать такие качества личности как:

  • эстетический вкус, то есть умение видеть прекрасное и отличать его от безобразного;
  • нравственность в поступках и поведении;
  • потребность в прекрасном не только в сфере искусства, но и в повседневной жизни.

Формирование данных качеств, способствует развитию полноценной и всестороннее развитой личности.

Задачами эстетического воспитания являются:

  1. Формирование умения чувствовать, воспринимать и осознавать прекрасное в произведениях искусства, природе, а также находить и выделять его в повседневной обыденной жизни.
  2. Развитие способности понимания прекрасного и его сохранения (умения беречь созданное руками людей или природой).
  3. Формирование эстетических знаний в области искусства (музыки, живописи и т.д.), а также умений и навыков в данных областях (игра на музыкальных инструментах, рисование и т.д.).
  4. Развитие творческих способностей у детей, умений и навыков не просто чувствовать прекрасное, но и создавать его вокруг себя в повседневной жизни (на занятиях, дома, в быту).
  5. Развитие у детей понимания не только красоты предметов, но и красоты человеческих отношений, умение их создавать в собственных отношениях с близкими людьми.

Исходя из тех, задач, которые стоят перед эстетическим воспитанием и понимания сущности эстетического воспитания, его осуществление допустимо в следующих формах:

«Проблематика воспитания в сфере эстетики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • знакомство детей с разнообразными произведениями искусства;
  • в процессе собственной творческой деятельности (рисование, музыкальные занятия, театрализованная деятельность и т.д.).

Данные формы, в процессе эстетического воспитания ребенка могут быть использованы педагогом по отдельности, но для достижения максимального эффекта рекомендовано их комплексное сочетание на занятиях.

Таким образом, основные положения, определяющие сущность эстетического воспитания заключаются в следующем: эстетическое воспитание - это целенаправленное действие педагога, которое осуществляется с целью формирования способности видеть и воспринимать прекрасное в искусстве и быту; формирования верных эстетических идеалов и вкусов; развития способности к самостоятельному творчеству.

Актуальные проблемы современного эстетического воспитания

На сегодняшний день проблемы эстетического воспитания детей приобретают все большое значение, как в сфере теории, так и практики. Это связано с тем, что эстетическое воспитание является одним из важнейших средств формирования духовно-практического отношения к окружающей действительности. Помимо этого, нравственное воспитание выступает как эффективное средство умственного и нравственного воспитания подрастающего поколения, подготовки всесторонне развитой и полноценной личности. Именно поэтому проблемы нравственного воспитания все чаще выходят на первый план в рамках семьи и образовательных учреждений.

Выделяют следующие проблемы в сфере эстетического воспитания:

  1. Преемственность между этапами эстетического воспитания. Воспитание ребенка в сфере эстетике необходимо начинать с момента его рождения и продолжать на протяжении всей жизни, соблюдая преемственность между возрастными ступенями в плане использования методов и средств воспитания. Только в этом случае можно будет достичь конечной цели эстетического воспитания. На сегодняшний день проблема преемственности этапов эстетического воспитания решается на уровне ДОО и школы. Разрабатываются совместные программы и проекты, которые направлены на развитие детей и соблюдение единых норм и подходов к процессу воспитания.
  2. Насыщенность воспитательной среды. Эстетическое воспитание, основанное на разнообразных проявлениях прекрасного, способствует развитию особого эмоционально-психического состояния, которое возбуждает у ребенка неподдельный интерес к жизни, развивает мышление, память, любознательность, волю и иные психические процессы. Для того, чтобы достичь этого разнообразия в процессе воспитания ребенка должна окружать эстетически насыщенная среда. В рамках ДОО и школы необходимо накапливать не только методический опыт работы с детьми, но предоставлять им наглядные пособия (иллюстрации, музыкальные инструменты, книги и т.д.), способные полностью удовлетворить интерес ребенка в познании прекрасного.
  3. Единство воспитательных процессов. Для того, чтобы эстетическое воспитание было эффективно, необходимо создание единой воспитательной среды, которая бы объединяла все учебные занятия, внеклассную и внеурочную деятельность, а также иную общественную жизнь ребенка. То есть эстетическое воспитание ребенка не должно ограничиваться только лишь специальными занятиями, оно должно проникать во все виды деятельности ребенка.
  4. Изменение границ между массовым искусством и искусством настоящим. Данная проблема обусловлена сильным влиянием СМИ на сознание людей, особенно ему подвержены дети. Пропагандируемые на сегодняшний день ценности, некоторыми источниками СМИ не всегда соответствуют нормам морали. Ребенку сложно отличить плохое от хорошего в силу своего возраста, именно поэтому взрослый должен выступать как ориентир, и помогать детям, сформировать правильное представление об окружающем их мире, о культурной жизни современной эпохи, раскрыть во всем своем богатстве систему вечных ценностей и традиций.
Замечание 1

Таким образом, многие изменившиеся обстоятельства в жизни общества, в частности, в социально-экономическом плане, вызывают необходимость пересматривать старые и вырабатывать новые культурологические, основанные на отношении Человек–Человек, принципы и подходы к эстетическому воспитанию.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot