Эстетическое воспитание в урочной деятельности
Эстетическое воспитание, полученное в школе, тесно связано с мировоззрением будущего общества. Не сформированные эстетические взгляды говорят о незаконченности формирования мировоззрения.
Сегодня наблюдается огромный интерес к исследованиям в сфере культуры. В общественном сознании происходят значительные изменения: обострение социальных, национальных противоречий заставило исследователей обратить свое внимание на проблемы формирования духовной культуры, воспитания молодежи и формирования у нее нравственных и эстетических ценностей, изучения истории.
Эстетическое воспитание – целенаправленный и систематический процесс воздействия на личность с целью развития способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее (Рис.1).
Рис.1
Приобщение школьника к богатому опыту человечества, накопленному в искусстве, помогает воспитать высоконравственного, образованного, многогранного члена современного общества. Процесс эстетического воспитания носит социальный характер, потому что именно через искусство происходит передача духовного опыта, эмоционально-ценностных отношений к людям и жизни, восстанавливаются отношения между поколениями.
Эстетическое воспитание связано с развитием личности. Эстетическое формирование личности школьников в педагогике понимается как важный фактор не только становления личности в целом, но и развития всех сторон воспитания.
Эстетическое воспитание в школе начинается еще с начальной школы в процессе изучения родного языка, подходящих возрасту литературных произведений, а также на уроках музыки, рисования, природоведения. На уроках учащиеся знакомятся с разными видами искусства, приучаются к эстетическому восприятию и простым эстетическим суждениям. На этом этапе большая роль отводится примеру и художественной подготовке педагога. Он должен иметь красивый почерк, уметь выразительно с эмо-циями читать литературные произведения, владеть навыками музыкального и изобразительного искусства. Это создает внутренние противоречия у детей между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, что в свою очередь рождает потребность в приобщении к искусству. Важно учитывать возрастные особенности при организации эстетического воспитания.
Воспитывая художественное восприятие у школьников можно использовать прием сравнения при изучении литературных произведений, музыкальных произведений и созерцании картин. Необходимо побуждать ребят к оценке этих произведений, выражению собственного мнения. На помощь придут простейшие наводящие вопросы. Через них можно выяснить, что ученикам нравится в произведении, какая картина или музыкальная композиция лучше. Это обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям.
В воспитании эстетических восприятий школьников необходимо применять заучивание наизусть стихов, песен, демонстрацию репродукций картин.
Важно подружить школьников с природой. Показать им красоту родной природы, научить эмоционально воспринимать ее. С этой целью можно проводить экологические экскурсии, организовывать наблюдения за сменой сезонов, проводить выставки картин, посвященных родной природе. Важно параллельно воспитывать потребность к сохранению природы, организуя для этого различные экологические кружки.
Воспитательная работа по развитию эстетических потребностей продолжается на протяжении всего периода школьного обучения. В старших классах это происходит на более высоком уровне.
Элементарные эстетические представления и суждения формируются на начальном этапе обучения. Однако основная работа по эстетическому воспитанию осуществляется со старшими школьниками. Они способны более глубоко понимать искусство. Необходимо обогащать учащихся этого уровня представлениями о художественных средствах передачи настроения человека, которые используются в литературе, музыке и изобразительном искусстве.
В школьной практике, с целью формирования эстетических суждений и взглядов, используется написание сочинений, устное и письменное рецензирование литературы, музыки, театральных постановок, кинофильмов и художественных выставок. Эстетическое воспитание необходимо и в рамках занятий по математике, физике, химии, географии и других. Аристотель писал: «Математика выявляет порядок, симметрию, определенность, а это важнейшие виды прекрасного».
Эстетическое воспитание в процессе изучения естественных дисциплин берет за основу концепцию - признание объективной красоты в природе; понимание целостности, гармонии, единства в разнообразии, единства форм и функций, целесообразность, оптимальность, пропорциональное соотношение частей и целого, конструктивность.
Математика - абстрактная наука. Математика отличается логической безупречностью, обоснованностью и последовательными структурными выводами. Современные программы по математике в школе повышают уровень математической культуры учащихся. Педагог в данном случае должен не только глубоко знать и понимать предмет, но и чувствовать его красоту. Красота точных наук заключается в силе мысли, ее глубине, точности и изощренности, необходимости проведения тонких рассуждений для доказательств.
Эстетическое воспитание осуществляется и на уроках истории. История - это богатейший источник эстетического. Эстетика в истории обусловлена объективными закономерностями развития общества. Необходимо развить у школьников способность видеть и чувствовать эстетическое начало в истории, в ее живом, противоречивом и сложном процессе.
В процессе эстетического воспитания необходимо уделять внимание эстетике поведения учащихся. Эта работа должна проводиться в системе урочных и внеурочных занятий. В школе формируется культура соблюдения тишины и порядка, бережное отношение к книгам, учебному оборудованию, благожелательное отношение и вежливость между людьми.
Методом воспитания эстетики поведения могут выступать беседы с учениками о нравственном этикете, о культуре речи, о внешнем виде человека, о манерах. В этих целях наиболее эффективными являются встречи с модельерами, артистами и другими представителями культуры.
Эстетическое воспитание во внеурочной деятельности
В урочное время больше внимания уделяется изучению наук, поэтому важно эстетическому воспитанию уделять больше времени на внеурочных занятиях. Одним из эффективных средств эстетического воспитания, в котором тесно переплетается формирование трудовых навыков и художественное развитие учащихся, являются кружки. Они позволяют детям другими глазами взглянуть на окружающее, побуждают в них радость труда и жажду творчества.
Во внеурочное время ребята могут выбрать занятия по интересам. Такие занятия продолжают формировать у детей эстетическое отношение к искусству и действительности, духовно обогащают их. Кружки по интересам способствуют организации свободного времени.
В воспитании личности и эстетическом развитии школьника важная роль отводится художественной самодеятельности. Это деятельностный способ отражения и познания мира. Через участие в художественной самодеятельности ребенок может самовыражаться и самоутверждаться.
Самодеятельность расширяет опыт жизненных и эстетических отношений, помогает детям посредством личных переживаний более глубоко познать искусство, постичь серьезное художественное творчество. Получает развитие эмоциональная сфера ребенка. В процессе музыкального, изобразительного, литературного или театрального творчества школьники развивают свое воображение. С помощью творчества расширяется, обогащается и углубляется сфера эмоциональных переживаний.
Распространенной формой учебной и внеучебной работы являются экскурсии. Экскурсии позволяют организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных, обычных условиях или в музеях, на выставках.
На экскурсиях по изобразительному искусству ребята знакомятся с творениями мастеров живописи, графики, скульптуры, обогащаются знаниями, развивают эстетическое восприятие. Цель экскурсии дать минимум понятий, знаний об определенном виде искусства, но при этом порождается желание понять и почувствовать его красоту. Все это обеспечивает осознанное восприятие произведений искусства, дает возможность пережить радостное чувство узнавания.
Внеклассная и внешкольная работа по эстетическому воспитанию становится эффективной, если она вписывается в целостный учебно-воспитательный процесс.