Роль нестандартных заданий
Как утверждал Сухомлинский, интерес к учению обнаруживается там, где есть вдохновение, рождаемое успехом. Вызвать в школьниках это вдохновения, пробудить тягу к знаниям можно при помощи яркого и необычного дидактического материала, а также через использование нестандартных заданий, которые вызывают интерес самой формой работы.
Особенности нестандартных заданий заключаются в следующем:
- связь учебной и творческой деятельности ученика;
- самостоятельный поиск детьми решений поставленной учебной задачи;
- необычные, новые условия работы;
- воспроизведение ранее полученных навыков и знаний в незнакомых условиях.
Необычность заданий вызывает у школьников в начале их выполнения удивление, в процессе работы радость и удовольствие от полученных результатов. Такие задания пробуждют интерес к изучаемым вопросам, в частности, и к русскому языку в целом как учебному предмету.
Примеры нестандартных заданий
«Угадайки» лингвистические
- угадывание слов по их конкретному или образному толкованию, а также по общему признаку («глаз» автомобиля – это…; родной или крестный – это...; орел, а не птица – это…);
- расшифровка поговорок, пословиц и фразеологических оборотов по отдельным признакам (не воробей; она пуще неволи)
- разгадывание лингвистических загадок.
Микроисследования
Задания данного типа формируют у школьников исследовательские умения. Исследования могут быть следующего содержания: • подготовить развернутый ответ-исследование на определенный вопрос, используя словари и указанные источники; • определить являются ли указанные слова однокоренными; • могут ли указанные слова относится к разным частям речи.
Кто больше сочинит
К изображению на картинке ребенку предлагается найти рифму. Другой вариант задания подбирать рифму к словам без показа соответствующих картинок (огурец — молодец, очки — значки). Рекомендуется перед началом занятия рассказать детям о рифме.
Детям старшего возраста можно предложить составление палиндромов.
Палиндромы — слова или предложения, одинаково читающиеся как слева направо, так и справа налево.
Например, к палиндромам относятся слова: Анна, казак, шалаш, и предложения: «А роза упала на лапу Азора», «Леша на полке клопа нашел».
Завершение рассказа
Вариантов данного задания может быть несколько:
- детям предлагается продолжить рассказ с уже имеющимся началом;
- составить рассказ с использованием отдельных слов.
Лингвистическая сказка
Задание такой направленности способствуют развитию креативного мышления у школьников, расширяют кругозор, развивают логику. Кроме этого лингвистическая сказка акцентирует внимание учащихся к теме, помогает легко запомнить материал. Например, сказка об однородных членах предложения.
Мозговой штурм
Урок такого типа развивает творческий стиль мышления, помогает решать творческие и эвристические задачи в группах.
Данная форма работы подразумевает активность, и служит хорошим дополнением к репродуктивным формам обучения. Ученики учатся при этом кратко и четко выражать мысли, слушать и слышать собеседника. На таких уроках важно поддерживать отстающих учеников, обращая внимание на их идеи.
Командные игры
Уроки с проведением командных игр очень хорошо способствуют сплачиванию коллектива класса. На таком уроке можно провести следующие игры:
- «Кто быстрее соберет?», когда из набора картинок необходимо выбрать слова с определенным количеством слогов.
- «Отгадай секрет, получи презент», когда в записанные на доске «вкусные» слова добавлен лишний слог, а участники должны правильно прочитать слово.