Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Занимательная ономастика на уроках русского языка

Цели и задачи изучения ономастики в школе

Определение 1

Ономастика как раздел языкознания, изучающий особенности и функционирование собственных имен в речи, обладает межпредметным статусом.

Предмет ономастики находится на пересечении таких областей изучения как лингвистика, история, культурология, география, этнография, позволяя рассматривать имена собственные через призму историко-культурных связей с регионом, в котором они употребляются.

Введение ономастики в школьный курс русского языка обусловлено рядом факторов:

  1. Необходимостью обогащения представлений учеников о национально-языковой специфике региона, в котором они проживают.
  2. Расширением словарного запаса.
  3. Формированием лингвокультурологических представлений, основанных на знании истории и культуры региона, отраженных в языке его носителей.
  4. Знакомством с основными путями образования имен, фамилий, географических названий и других собственных имен, связанных с регионом проживания.
Статья: Занимательная ономастика на уроках русского языка
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Специфика изучения ономастики в школе состоит в том, что ученик не просто осваивает обязательный минимум представлений, связанных с этим разделом языкознания, а получает возможность через погружение в языковой материал расширить свои представления о русском языке. Это способствует формированию познавательного интереса к данной предметной области.

В изучении ономастики должен присутствовать компонент «занимательности», связанный как с выбором предметного содержания тем, так и с методами и приемами работы с языковым материалом.

Ономастика может изучаться факультативно, в ходе организации кружковой работы или внеурочных занятий по русскому языку, а также непосредственно на уроках, становясь частью его содержательной стороны. В этом случае знакомство с ономастикой происходит через систему специально подобранных упражнений, направленных на работу с языковым материалом, содержащим сведения из этой области языка.

Изучение ономастики способствует расширению лингвистических представлений учеников, помогает понять и проанализировать связь языка и истории, языка и культуры, а также формирует метапредметные умения и навыки, связанные с планированием и осуществлением учебно-исследовательской деятельности, интерпретацией ее результатов, оценкой собственных учебных достижений.

«Занимательная ономастика на уроках русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В задачи изучения ономастики в школе входят следующие аспекты освоения данной языковой области:

  1. Развитие общетеоретических представлений о русской ономастике и ее разделах, которые включают антропонимику и топонимику.
  2. Формирование представлений об этимологии имен собственных, а также происхождении тех из них, которые имеют отношение к истории края (семьи).
  3. Развитие навыков лингвистического исследования, основанного на поиске, отборе и анализе языкового материала.
  4. Воспитание интереса к родному языку и его истории.

Методика преподавания занимательной ономастики на уроках русского языка

Содержанием занятий, посвященных ономастике, становятся следующие языковые явления:

  1. Понятие ономастики, имен собственных и их типов.
  2. Изучение словарей имен собственных (антропонимов и топонимов): например, словаря личных имен, русских фамилий.
  3. Изучение собственного имени, а также имен членов семьи через призму русской антропонимики и ее истории.
  4. Знакомство со спецификой русских мужских и женских имен от древности до наших дней, изучение способов пополнения личных имен русского языка.
  5. Знакомство с патронимами, то есть отчествами, а также их историей.
  6. Изучение сведений о происхождении фамилии, в том числе подготовка проектов, связанных с изучением истории собственной фамилии.
  7. Знакомство с литературными псевдонимами как разновидностью топонимов, а также с прозвищами и кличками.
  8. Изучение топонимов, а также специфики топонимических названий региона проживания.

Занимательность в изучении ономастики обеспечивается следующими приемами и методами:

  1. Использование нестандартных форм проведения уроков: экскурсий, виртуальных путешествий, интегрированных уроков, практикумов, коллоквиумов, исследований и проч.
  2. Введение в содержание урока занимательного материала: интересных языковых фактов, сведений, имеющих отношение к происхождению имен и фамилий учеников, а также названий улиц, на которых они живут, иных географических объектов, которые находятся в регионе проживания.
  3. Использование разнообразных примеров работы: мини-проектов, конкурсов, лингвистических викторин, топонимических игр, лингвокраеведческих квестов, языковых фестивалей, проведение Недели ономастики.
  4. Применение современных технологий в процессе обучения: презентаций, видеороликов, стенограмм диалектной речи, интерактивных карт, электронных словарей и справочников.

Изучение ономастики в школе способствует расширению лингвистического кругозора, прививает интерес к истории родного языка, развивает языковое чутье и культуру научно-исследовательской работы.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 06.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot