Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Условия эффективности педагогического процесса

Педагогический процесс эффективен только при определенных психолого-педагогических условиях, в частности:

  • педагогический процесс должен быть подчинен целям, которые находились бы соответствии с потребностями развития общества;
  • ориентация педагогического процесса на обучаемых;
  • формирование всесторонне развитой личности;
  • максимальная интенсификация учения;
  • построение педагогического процесса на основе современных интенсивных психолого-педагогических технологий;
  • грамотное управление педагогическим процессом.

Условия эффективности педагогического процесса

Рис. 1

Педагогический процесс должен быть подчинен целям и потребностями развития общества XXI века. Это условие выражается в полной и правильной ориентации педагогического процесса и его субъектов на достижение цели и получение результата, полностью отвечающего ей. Педагогике в целом и образованию в частности принадлежит роль катализатора общественного развития. Это фактор долговременного развития. В целях педагогического процесса должна реализовываться опережающая функция.

Стержень педагогической работы — целенаправленность, деятельность ориентированная результат и обеспечивающая его достижение.

Педагогический процесс должен быть ориентирован на обучаемых. Любое образовательное учреждение создается и функционирует для учеников. Главная цель педагогического процесса в подготовке всесторонне развитой личности. Главный результат — высокообразованный с устойчивыми морально-нравственными принципами человек. Без высокого уровня образованности, морали и культуры человек скорее будет вреден в трудовом коллективе, на государственной службе, проявит себя как формалист, равнодушный к результатам деятельности, не ищущий способов повышения качества и производительности деятельности, не заинтересованный в новых формах и методах работы.

«Условия эффективности педагогического процесса» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Еще одно важное условие - максимальная интенсификация учения обучаемых. Ничему нельзя научить человека без его собственной активной деятельности. Все компоненты личности – продукт собственных, упорных и длительных усилий педагога и ученика. Ошибочно считать, что преподавание – это передача знаний ученикам, а их учение - это восприятие и запоминание их. Учение эффективно, когда представлено активной, педагогически и психологически насыщенной деятельностью личности. Успехи в педагогическом процессе прямо пропорциональны характеру и силе его мотивации, моральных отношений, воли.

Максимальная интенсификация учения требует обучения учеников способам и приемам работы, создания благоприятных условий для самостоятельной работы, большего времени в педагогическом процессе для этого. Необходимо заинтересовать и увлечь учебой, создать систему стимулов к формированию себя как личности и профессионала. Важно обеспечить в образовательном учреждении стиль работы, при котором не заставляют обучающегося учиться, а создают обстановку в которой самому индивиду хотелось бы учиться.

Образовательный процесс в настоящее время

Построение образовательного процесса на основе современных психолого-педагогических технологий очень важно в современном мире. За последние время многое изменилось в организации образования, но очень мало меняется в педагогических технологиях, формах и методах преподавания. Педагогические технологии включают методические разработки, специфичные педагогические микросистемы. Переход педагогического сознания от традиционных методов к педагогическим технологиям повышает уровень его целеустремленности, системности. В педагогике они особенно необходимы и эффективны.

Очень важно грамотное, профессиональное управление педагогическим процессом. Этим должны заниматься педагоги-профессионалы, люди с высокой педагогической культурой. Каждый педагог является одновременно проектировщиком, технологом, организатором и чернорабочим на определенном участке образовательного процесса.

Условия эффективности педагогического процесса

Рис. 2

Отношения между педагогом и учащимся

Эффективный педагогический процесс предполагает установление субъект-субъектных отношений между педагогом и обучаемыми. Учащийся выступает одновременно объектом преподавания и субъектом учения. Объектом деятельности в данном случае является содержание образования. Педагог в свою очередь выступает субъектом преподавания. Его деятельность также нацелена на содержание образования.

Условия эффективности педагогического процесса

Рис. 3

Основой сотворчества педагога и ученика в педагогическом процессе является сотрудничество в разнообразной деятельности. Это может быть труд, познание или общение. Такое сотрудничество составляет перспективную тактику обучения творчеству творчеством в современном педагогическом процессе.

Определение

Сотворчество – это одновременно плодотворное общение педагога и обучаемого с помощью языковой деятельности и совместное преобразование действительности, создание новой педагогической реальности.

Творческое взаимообогащение проявляется в расширении функционального поля деятельности всех участников педагогического процесса, а также в формировании их личностного языкового статуса в этом пространстве. Это становится одновременно важным условием и надежным критерием успешного сотрудничества.

Дата последнего обновления статьи: 28.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot