История ТРИЗ педагогики
ТРИЗ расшифровывается как теория решения исследовательских задач.
Ее основоположником является изобретатель и писатель-фантаст – Альтшуллер Генрих Саулович. Впервые ТРИЗ была экспериментально внедрена в шестидесятые годы ХХ века в технических кружках. На таких занятиях детей обучали процессу технического творчества: придумывать новые самолёты, корабли и машины, изготавливать их модели. Такие творения часто становились победителями различных отечественных и зарубежных выставок, получали патенты на изобретение.
Тогда было впервые поставлено под сомнение распространенное утверждение, что творческий потенциал является врожденным талантом. ТРИЗ–педагоги считали, что абсолютно любого ребенка можно научить процессу творчества.
В современном мире ТРИЗ включают в качестве школьного компонента в учебные планы лицеев и гимназий, используют как метод обучения в общеобразовательных школах на отдельных предметах. Популярность ТРИЗ–педагогики заключается в необходимости формирования нового типа личности, соответствующего современной информационной эре.
Сущность ТРИЗ
ТРИЗ – наука, которая вышла из технической среды и успешно применяется в гуманитарной сфере, в том числе в образовании. ТРИЗ–педагогику можно назвать смело инновационной педагогической моделью, основная задача которой заключается в формировании творческой и мыслящей смело личности.
Основной девиз данной педагогической системы - «Учись мыслить смело!». Люди, столкнувшиеся с ТРИЗ, не просто начинают мыслить иначе и решать по-новому поставленные задачи, а значительно меняют свое отношение к миру.
Помимо обучения творческой деятельности, задачей ТРИЗ–педагогики является ознакомление учащихся с различными приемами творческого воображения, развитие умений и навыков решения изобретательских задач.
ТРИЗ–технологии основываются на следующих компонентах:
- решение открытых задач;
- формирование творческого воображения;
- преодоление психической инерции;
- развитие системного и ассоциативного мышления.
ТРИЗ–технологии и практика
Для использования ТРИЗ на занятиях необходимо соблюдение определенных правил, без которых нельзя создать творческую атмосферу, в частности:
- равенство на уроке ученика и педагога;
- уважение к личности ребенка со стороны педагога;
- признание права на ошибку, которое есть у каждого человека;
- движение учителя и ученика рука об руку по дороге знаний и творчества;
- главный воспитатель ребенка – пример его учителя.
Внедряя ТРИЗ-технологии на практике, педагогу следует быть толерантным и очень терпеливым по отношению к детям, которые мыслят медленно и не всегда понимают задачи. Ребенку необходимо понять, что на уроке он решает поставленные задачи вместе с педагогом. Он должен понимать, что педагог также может не знать ответа на вопрос задачи. Необходимо донести до ребенка, что не стыдно не знать чего-то, а стыдно не учиться.
На первом этапе предпочтительнее поделить класс на группы по 10 человек, и работать с ними по отдельности. При таком подходе работа будет более эффективной, будет создана доверительная, творческая атмосфера на занятии.
Начинать занятие следует с небольших головоломок, помогающих сосредоточить внимание, активизировать мышление учеников. Следует иметь богатый запас таких задач, так как дважды использовать ее в одном коллективе не получится.
Решившись использовать в своей педагогической работе ТРИЗ–методы, педагог должен быть готов к работе над собой. Постепенно он станет другим человеком, совсем иначе будет подходить к решению не только педагогических задач, но и жизненных, своих личных.