Понятие проблемного обучения
На протяжении всей жизни человека возникают проблемы и сложные ситуации, которые он преодолевает. В окружающей нас среде есть много неизученного, поэтому вся жизнь человека сопровождаются сложностями. Значит нужно более глубокое изучение мира, открытия новых процессов жизни, взаимоотношения между людьми и вещами. Следовательно, в программу обучения проникает новая информация со всех сторон, но как бы не менялась программа и техника обучения, главной задачей остаётся формирование культуры проблемной деятельности учащихся. Проблемное обучение-главная задача в подготовке подрастающего поколения.
Положительный результат в проблемном обучении школьника достигается на уроке, при взаимодействии учителя с детьми. Современная психология и педагогика доказывает, что от умения преподавателя заинтересовать ученика, зависит уровень заинтересованности обучаемых в учёбе, их собственное развитие.
Большое количество учёных уверены, что развитие творческих способностей школьников невозможно без проблемного обучения, а вот творческие способности воплощаются через проблемную деятельность.
Признаки проблемного обучения
Проблемное обучение помогает развитию познавательной и творческой деятельности учащихся.
Зачастую проблемное обучение противопоставляют сложившимся в теории и практике формам методам обучения, это глубокая ошибка. В определённом смысле проблемность обучения присутствует в научном обоснованном методе и в любой форме учебного процесса. Судя по этому, не стоит делать вывод, что проблемное обучения не несёт в себе ничего нового, если его сравнивать с современной практикой обучения. Такая форма обучения направлена на организацию учебного процесса, при которой учащиеся самостоятельно добывают знания, пользуясь современными методами подходя с творческой стороны. Формирование гармонически развитой личности вот главная задача учебного заведения. Современная педагогика исследует вопросы общего развития детей в процессе обучения.
В чём же смысл проблемного обучения? Как учил Сократ своих учеников около 2,5 тысяч лет тому назад, это будет лучший пример. В одном из диалогов («Феаг») Платон описывает, как к Сократу пришёл молодой парень Феаг, для того чтоб научиться быть мудрым и Сократ в свою очередь, вместо того, чтобы дать ответы на все вопросы, начинает спрашивать его о том, что по мыслям самого Феага является мудростью и чего же он в действительности хочет.
Смысл проблемного обучения заключается в поиске ответов на свои же вопросы, это выглядит так, сначала постановка вопроса, который есть в учебной программе, затем ответы, которые так же присутствуют в учебниках, далее объяснение учителем, но в это время ученик занят разнообразной самостоятельной работай.
Суть этого метода состоит в том, что ученик участвует в решении волнующих его вопросах.
Для того чтобы, учебная программа стала для них интересной, необходимо создать проблемную ситуацию – интеллектуальные сложности, возникающие явления которые невозможно объяснить, факты, какие либо процессы которые не поддаются описанию известным способом.
В основе проблемной ситуации лежит удивление, озадаченность, что новый факт невозможно объяснить, так как он противоречит уже имеющимся знаниям.
Мышления всегда начинается с противоречия, вопроса или проблемы, удивления или недоумения. Это всё нужно для того, чтобы ученик был вовлечён в мыслительный процесс.
Проблемные ситуации можно создать любым способами:
- указывая на несоответствие нового факта и уже известного,
- «невозможность» использования теоретических знаний в определённой ситуации,
- подталкивая к прогнозированию развития событий в определённых условиях,
- предоставляя задания сравнить несравнимые на первый взгляд факты.
Существует большое количество литературы, где описываются способы создания проблем и пути решения.
Создав проблемную ситуацию, определив проблему и вопросы, учитель показывает путь научного поиска, который помог её решить современными способами. Причём изначально в одном способе учитель всё сделал сам : постановка вопроса, пути решения, исследования и доказательство, а в другой – привлекает учеников к решению проблемы.
Проблемное обучение напрямую связанно с формированием мировоззрения, интеллекта, эмоциональной сферы. В этом и заключается отличие проблемного обучения от традиционного или как его называют иллюстрационного. При проблемном обучении учащемуся легче усвоить новую информацию, в основе лежит личностно-деятельный принцип изучения.
Методы и виды проблемного обучения
Методы проблемного обучения заключают в себе шесть дидактических способов процесса проблемного обучения, они делятся строго на две равные части, три вида учебного материала рассказывает, объясняет и поясняет учитель, а остальные три ученик самостоятельно организовывает учебный процесс.
Рассмотрим их:
- метод монологического изложения
- рассуждающий метод обучения
- диалогический метод изложения
- эвристический метод изложения
- исследовательский метод
- метод программированных заданий