Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблемное обучение

Понятие проблемного обучения

На протяжении всей жизни человека возникают проблемы и сложные ситуации, которые он преодолевает. В окружающей нас среде есть много неизученного, поэтому вся жизнь человека сопровождаются сложностями. Значит нужно более глубокое изучение мира, открытия новых процессов жизни, взаимоотношения между людьми и вещами. Следовательно, в программу обучения проникает новая информация со всех сторон, но как бы не менялась программа и техника обучения, главной задачей остаётся формирование культуры проблемной деятельности учащихся. Проблемное обучение-главная задача в подготовке подрастающего поколения.

Положительный результат в проблемном обучении школьника достигается на уроке, при взаимодействии учителя с детьми. Современная психология и педагогика доказывает, что от умения преподавателя заинтересовать ученика, зависит уровень заинтересованности обучаемых в учёбе, их собственное развитие.

Большое количество учёных уверены, что развитие творческих способностей школьников невозможно без проблемного обучения, а вот творческие способности воплощаются через проблемную деятельность.

Признаки проблемного обучения

Проблемное обучение помогает развитию познавательной и творческой деятельности учащихся.

Зачастую проблемное обучение противопоставляют сложившимся в теории и практике формам методам обучения, это глубокая ошибка. В определённом смысле проблемность обучения присутствует в научном обоснованном методе и в любой форме учебного процесса. Судя по этому, не стоит делать вывод, что проблемное обучения не несёт в себе ничего нового, если его сравнивать с современной практикой обучения. Такая форма обучения направлена на организацию учебного процесса, при которой учащиеся самостоятельно добывают знания, пользуясь современными методами подходя с творческой стороны. Формирование гармонически развитой личности вот главная задача учебного заведения. Современная педагогика исследует вопросы общего развития детей в процессе обучения.

«Проблемное обучение» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Проблемное обучение

В чём же смысл проблемного обучения? Как учил Сократ своих учеников около 2,5 тысяч лет тому назад, это будет лучший пример. В одном из диалогов («Феаг») Платон описывает, как к Сократу пришёл молодой парень Феаг, для того чтоб научиться быть мудрым и Сократ в свою очередь, вместо того, чтобы дать ответы на все вопросы, начинает спрашивать его о том, что по мыслям самого Феага является мудростью и чего же он в действительности хочет.

Смысл проблемного обучения заключается в поиске ответов на свои же вопросы, это выглядит так, сначала постановка вопроса, который есть в учебной программе, затем ответы, которые так же присутствуют в учебниках, далее объяснение учителем, но в это время ученик занят разнообразной самостоятельной работай.

Суть этого метода состоит в том, что ученик участвует в решении волнующих его вопросах.

Для того чтобы, учебная программа стала для них интересной, необходимо создать проблемную ситуацию – интеллектуальные сложности, возникающие явления которые невозможно объяснить, факты, какие либо процессы которые не поддаются описанию известным способом.

В основе проблемной ситуации лежит удивление, озадаченность, что новый факт невозможно объяснить, так как он противоречит уже имеющимся знаниям.

Мышления всегда начинается с противоречия, вопроса или проблемы, удивления или недоумения. Это всё нужно для того, чтобы ученик был вовлечён в мыслительный процесс.

Проблемные ситуации можно создать любым способами:

  • указывая на несоответствие нового факта и уже известного,
  • «невозможность» использования теоретических знаний в определённой ситуации,
  • подталкивая к прогнозированию развития событий в определённых условиях,
  • предоставляя задания сравнить несравнимые на первый взгляд факты.

Существует большое количество литературы, где описываются способы создания проблем и пути решения.

Создав проблемную ситуацию, определив проблему и вопросы, учитель показывает путь научного поиска, который помог её решить современными способами. Причём изначально в одном способе учитель всё сделал сам : постановка вопроса, пути решения, исследования и доказательство, а в другой – привлекает учеников к решению проблемы.

Проблемное обучение напрямую связанно с формированием мировоззрения, интеллекта, эмоциональной сферы. В этом и заключается отличие проблемного обучения от традиционного или как его называют иллюстрационного. При проблемном обучении учащемуся легче усвоить новую информацию, в основе лежит личностно-деятельный принцип изучения.

Методы и виды проблемного обучения

Методы проблемного обучения заключают в себе шесть дидактических способов процесса проблемного обучения, они делятся строго на две равные части, три вида учебного материала рассказывает, объясняет и поясняет учитель, а остальные три ученик самостоятельно организовывает учебный процесс.

Рассмотрим их:

  • метод монологического изложения
  • рассуждающий метод обучения
  • диалогический метод изложения
  • эвристический метод изложения
  • исследовательский метод
  • метод программированных заданий
Дата последнего обновления статьи: 01.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot