Объекты мониторинга
В роли объектов мониторинга в системе профессионального высшего образования могут выступить:
- развитие личности обучаемых;
- профессиональная деятельность преподавателя;
- профессионально-образовательный процесс;
- становление учебной группы;
- успеваемость обучаемых;
- становление коллектива педагогов;
- учебная и учебно-профессиональная деятельность;
- профессиональное развитие преподавателей.
Высокую значимость для системы высшего образования приобретает именно мониторинг, объектами которого является не только развитие личности учеников, но и развитие их профессиональной и учебной деятельности.
Мониторинг реализуется в двух основных направлениях:
Во-первых, идет отслеживание параметров деятельности, где основное внимание уделяется процессуальным характеристикам, т.е. уникальности осуществления деятельности (препятствиям, искажениям), потому что эти данные являются одними из самых информативных и оперативных по сравнению со сведениями о результатах.
Во-вторых, производится наблюдение, где дается оценка и прогноз состояния студента в процессе профессионального становления.
Одной их основных составляющих мониторинга является диагностика профессионального развития учеников и внесение нужных коррективов в процесс профессионального образования, т.е. мониторинг будет включаться в себя диагностику и коррекцию профессионального развития личности и процесса обучения.
Способы осуществления мониторинга
Весь список способов и технологий мониторинга можно свести к нескольким группам (Э.Ф. Зеер):
- Текущее наблюдение – это когда осуществляется отслеживание изменений развития под влиянием профессионального образовательного процесса и определения смысла происходящих явлений. Эффективность наблюдения педагога в таком случае в большинстве случаев напрямую зависит от психологической компетентности самого педагога, опыта, отношения к ученикам, профессиональной позиции и т.п. Не стоит забывать, что наблюдение всегда характеризуется субъективностью, а это может отрицательно сказаться на качестве проведения мониторинга.
- Метод тестовых ситуаций – это когда педагог самостоятельно создает специальные условия, где каждый из структурных компонентов данной деятельности проявится максимально отчетливо. Для этого используются приемы прерывания учебных действий обучающихся, конкретизация вопросов, стимулирование рефлексии своих познавательных действий и др.
- Экспликация (от лат. Еxplication –разъяснение) – это развертывание содержания профессиональной учебной деятельности. Данный метод позволяет не только провести диагностику происходящего в развитии обучаемого, но и оперативно внести нужные коррективы в процесс обучения. Экспликация осуществляется за счет постановки специальных наводящих вопросов, помощь в виде подсказок или совместных действий, а также система поощрения педагогом своих учеников. Регистрация таких характеристик осуществляется в простейшем случае посредством наблюдения, а фиксация данных – с помощью проведения тематических опросов, в которых будут отражены эмпирически наблюдаемые учебно-профессиональные действия обучаемых.
- Опросный метод дает возможность получить информацию о развитии субъектов процесса образования, анализируя письменные или устные ответы на заранее подобранные вопросы. Опросники дают возможность узнать уровень выраженности или сформированности компонентов профессиональной учебной деятельности, особенности направленности обучаемых и педагогов, а также отдельные учебно-познавательные свойства и качества.
- Анализ результатов профессиональной учебной деятельности, при котором по заблаговременно намеченной схеме изучаются тексты, иные материалы, в том числе и графически, технические изделия, а также творческие работы обучающихся.
- Тестирование – важным его достоинством является ориентир на норму, которая позволяет сравнить оценки, которые будут получены с помощью теста. Для мониторинга применяют интеллектуальные, личностные, межличностные тесты, тесты достижений и др.
Формы мониторинга в процессе образования
Стартовая диагностика воспитуемости и обучаемости осуществляется на практике сотрудниками психологической службы. Ее результаты в общем виде доводятся до сведения коллектива педагогов со списком рекомендаций.
Текущая диагностика профессионально и социально важных характеристик учеников в течение всего времени получения знаний в том или ином высшем учебном заведении.
Завершающая (финишная) диагностика подготовленности выпускников, включает диагностику степени развития уникальных качеств, которые будут необходимы будущим специалистам.