Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы обучения рисованию

Наглядные методы и приемы обучения рисованию

Определение 1

Наглядные методы обучения – это методы обучения, при которых усвоение учебного материала осуществляется посредством применения наглядных пособий и технических средств.

К наглядным методам обучения рисованию детей относятся:

  1. Метод использования натуры. Данный метод подразумевает изображение предмета или явления в процессе его непосредственного наблюдения. Основой метода выступает зрительное восприятие. От вида рисования зависит возможность детей воспринимать предмет. В том случае, если картина подразумевает изображение на плоскости, то достаточно видеть предмет только с одной стороны, если это объемное изображение, то необходимо предоставить возможность ее рассматривать с разных сторон. Рисование с натуры может быть организовано при непосредственном восприятии предмета, либо по памяти. В качестве натуры могут выступать игрушки, плоды, ветки, цветы и т.п.
  2. Метод использования образца, направлен на развития отдельных элементов изобразительной деятельности. Суть метода заключается в том, что педагог показывает детям как правильно рисовать различные узоры, элементы, части предмета, фигуры и т.д. То есть данный метод направлен на развитие техники рисования и развитие у детей эстетического вкуса, так как метод в основном используется при обучении декоративному рисованию.
  3. Метод рассматривания отдельных предметов, нацелен на обучение детей техники рисования отдельных предметов. В процессе обучения педагог обращает внимание детей на то, из каких частей состоит предмет, с чего необходимо начать рисовать. Этот метод направлен на то, что перед началом рисования педагог с детьми рассматривают предмет и составляют своего рода алгоритм рисования, выделяя его основные этапы и нюансы.
  4. Метод показа педагогом отдельных приемов изображения. Относится к наглядно-действенным методам, основан на том, что педагог показывает детям приемы рисования путем жестов или непосредственно путем изображения элемента. В процессе показа педагог сопровождает его словесно, поясняя как именно необходимо правильно держать кисть, карандаш, как необходимо держать руку относительно листа бумаги и т.д. Применение данного метода способствует развитию элементарных навыков рисования у детей.
  5. Метод показа детских работ в конце занятия, предполагает не просто показ, а обсуждение работ детей в корректной форме. В случае если у ребенка что-то не получилось, следует обсудить, почему не получилось, в чем была допущена ошибка и т.д. Обсуждение не должно проводиться в оценочно-нарицательном тоне, с целью принизить способности ребенка. Суть метода в том, чтобы в дальнейшем избежать допущенных ошибок и добиться хороших результатов. На выбор для обсуждения берутся не все работы, а 3-4 разных по уровню изображения. Не допустимо делить рисунки на хорошие и плохие.

Словесные методы и приемы обучения рисованию

Определение 2

Словесные методы обучения – это наиболее распространенная группа методов обучения, позволяющая в кратчайшие сроки передать большой объем информации от педагога к ребенку, посредством коммуникации.

К словесным методам обучения рисованию относятся следующие методы.

Беседа – является началом любого занятия по рисованию. Цель беседы – вызвать у детей интерес к рисованию. Наибольшая значимость беседы наблюдается в том случае, если процесс рисования задуман на основании представления, без использования наглядных пособий. В процессе беседы педагог, совместно с детьми, вспоминают и воспроизводят в памяти образ предмета или действия, которые будут в последующем рисовать. Беседа должна быть краткой, но при этом содержательной и эмоционально окрашенной. В качестве приемов, организованных в рамках беседы, могут быть использованы загадки по теме рисования, чтение краткого рассказа и т.п.

«Методы обучения рисованию» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Указания педагога в начале и в процессе занятия по рисованию – используется как самостоятельный метод обучения и как метод сопровождения наглядных методов обучения. Указания педагога направлены на постановку учебной задачи занятия по рисованию, а также в качестве сопровождения показа и разъяснение способа или приема рисования. Перед началом занятия по рисованию педагог показывает и объясняет приемы и способы, напоминает ранее пройденные, а во время самостоятельного рисования детьми смотрит за техникой выполнения и при необходимости поправляет и направляет ребенка. Указания должны преподноситься в корректной, четкой и понятной форме, с учетом индивидуальностей, возможностей, опыта и возраста детей.

Использование словесного художественного образа. Данный метод может быть использован как самостоятельный метод, в качестве художественного описания предмета или явления, которое планируется рисовать, либо как дополнение к наглядным методам. Суть метода заключается в том, что педагог старается вызывать у детей мысленный образ предмета путем использования художественного слова (краткий эмоциональный рассказ, стихотворение и т.д.). Художественный образ может быть использован в случае, если рисование организуется по ранее прочитанному художественному произведению, тематическое рисования (времена года, природные явления) и т.п., то есть в том случае, если ребенок сможет мысленно представить с силу своего возраста и возможностей художественный образ предмета или явления.

Игровые методы и приемы обучения рисованию

Определение 3

Игровые методы обучения – методы, основанные на использовании в процессе обучения игровых приемов, упражнений, различного рода игр.

Использование игровых методов и приемов обучения в процессе изобразительной деятельности относится к группе наглядно-действенных методов обучения.

Наибольшая эффективность данных методов достигается при использовании их с детьми дошкольного возраста, так как для них игра является ведущим видом деятельности. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения.

Таким образом, выбор тех или иных методов и приемов зависит:

  • от содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности;
  • от возраста детей и их развития;
  • от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети.
Замечание 1

Успешность решения образовательных задач по изобразительной деятельности в большей мере определяется правильной организацией работы с детьми и четко продуманной системой сочетания занятий разного типа.

Дата последнего обновления статьи: 05.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot