Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы обучения критическому мышлению

Определение 1

Критическое мышление – тип мышления, при котором отмечается критическое отношение к утверждениям, отсутствие к ним веры без доказательств, но при этом наблюдается открытость новым идеям и методам.

Понятие и сущность критического мышления

Критическое мышление – это сложный мыслительный процесс, который начинается с момента восприятия информации и заканчивается принятием решения по ней.

Критическое мышление является необходимым условием свободы выбора, качества предполагаемого прогноза и в целом ответственности за принятые решения. То есть, критическое мышления, это, по сути, качественное мышление.

Посредством критического мышления, человек способен вынести здравое суждение по рассматриваемой точке зрения или при анализе модели поведения. То есть, можно сказать, что это особый вид умственной деятельности человека.

Замечание 1

Человек, обладающий критическим мышлением, меньше чем другие подвержен манипуляциям со стороны, он находится в большей безопасности от чужого мнения и влияния, так как у него есть собственная система взглядов.

Благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания окружающей действительности приобретает индивидуальность и становится непрерывным, осмысленным и продуктивным.

В настоящее время, существует большое количество методов и приемов, направленных на развитие критического мышления. Большинство из них используется педагогами на занятиях. Важность применения данных методов состоит в систематичности и целенаправленности. Кроме того, необходимо создать благоприятную психологическую атмосферу занятий.

Замечание 2

Таким образом, критическое мышление – это способность оценивать и анализировать ситуации с различных позиций, с целью прихода к обоснованному и твердому решению.

«Методы обучения критическому мышлению» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Признаки критического мышления:

  1. индивидуальность понимаемого смысла;
  2. наличие всестороннего взгляда на ситуацию.

Практическая значимость критического мышления:

  • способность создавать и исследовать альтернативы, устанавливать и проверять предпосылки;
  • умение приходить к твердому пониманию поставленной проблемы и быстрое нахождение выхода из нее;
  • способность принимать обдуманные и независимые решения;
  • умение задавать осмысленные и точные вопросы. Значение критического мышления состоит в том, что оно:
  • способствует пониманию сложных и постоянно меняющихся жизненных ситуаций;
  • создает необходимые условия для роста и развития личности.

Характеристика методов обучения критическому мышлению

Выделяют ряд методов обучения критическому мышлению.

Метод «Свертывания информации» (синквейн).

Синквейн – это специфическое стихотворение, без рифмы, состоящее из пяти строк, каждая из которых несет в себе конкретную информацию об описываемом предмете или явлении. По своему содержанию, это ответ на пять вопросов своими словами. В процессе составлении синквейна происходит осмысление темы.

Порядок и правила составления синквейна, построчно:

  • Называние темы, одним словом (существительным)
  • Описание темы двумя прилагательными
  • Описание действия в рамках темы, тремя словами
  • Описания отношения к теме четырьмя словами
  • Синоним, повторяющий суть темы.

Метод «Развертывания информации» (кластер).

Разбивка темы на кластеры – это педагогическая стратегия, направленная на развитие вариативности мышления и способности установления связей в изучаемом понятии (событии или явлении), умение открыто и свободно размышлять, по конкретно поставленной теме.

Данный метод, выступает в качестве стимулирования к мышлению на этапах вызова и осмысления. Стратегия кластера – вызвать свежие ассоциации, дать доступ к имеющимся знаниям, вовлечь в мыслительный процесс новые представления по рассматриваемой теме. Использование этого метода более рационально до того, как тема будет максимально изучена.

Последовательность и правила составления кластера:

  • В центре листа бумаги, где составляется кластер, пишется ключевое слово или предложение
  • Вокруг центрального слова несколько слов или предложения, связанных с темой
  • Установление связей между идеями и понятиями
  • Написание столько вариантов идей по теме, сколько возможно

Метод «Мозгового штурма».

Метод «Мозгового штурма» - является одним из универсальных и наиболее распространенных методов обучения. Суть данного метода заключается в том, что небольшой группе ставится проблема (задача), необходимо за определенный промежуток времени сгенерировать и предложить как можно больше идей и предложений по ее решению. По истечению времени, все предложенные варианты разбираются и анализируются, при необходимости дорабатываются до конечного решения.

Правила организации «Мозгового штурма»:

  • Высказывание как можно большего количества идей и мыслей, чем громче, тем лучше
  • Предложение любой идее, пришедшей на ум
  • Идеи необходимо высказывать максимально коротко, без мотивирования
  • До истечения времени на предложения, не допускается критика предложенных идей и вариантов
  • Фиксирование каждой предложенной идеи и варианта

Метод «Техники проведения дискуссии».

Тонкая грань между дискуссией содержательной и динамичной, и дискуссией выливающейся в бесконечный монолог преподавателя, в то время как, учащиеся скучают. Проводимые таким образом дискуссии не просто скучны и не интересны учащимся, они не эффективны в качестве метода обучения в целом.

Правила организации динамичной и интересной дискуссии:

  • Утверждение. Способ отреагировать, подтвердить понимание или выразить недоумение по поводу сказанного.
  • Вопросы. Учащиеся будут с большим энтузиазмом обсуждать свои вопросы, а не вопросы преподавателя.
  • Сигналы. Иногда речь не воспринимается, если она монотонна и скучна, с целью привлечь внимание учащихся, речь необходимо насыщать жестами, мимикой и т.д.
  • Молчание. После того как задан вопрос не нужно сразу отвечать на него или озвучивать собственное мнение, необходимо дать время учащимся понять и осмыслить суть вопроса.
Дата последнего обновления статьи: 06.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot