Реализация образовательно-воспитательного процесса требует адекватного использования совокупности методов обучения. В современной научной литературе существует несколько подходов к пониманию метода обучения.
Подходы к дефиниции и пониманию сущности метода обучения
Метод обучения представляет собой упорядоченную деятельность педагога и обучающихся, направленную на достижение поставленных дидактических целей, решение актуальных педагогических задач.
Под методом обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения дидактических целей, решения образовательных задач; искусство педагога направлять мысли обучающегося в нужное русло; систему алгоритмизированных логических действий, позволяющих добиться нужного результата.
В ситуации, когда понятие метода относится к деятельности педагога, говорят о методах преподавания; в случае отнесения термина к деятельности обучающихся речь идет о методах учения. Совокупность методов преподавания и методов учения представляет собой методы обучения.
Структура метода обучения
В структуре методов выделяются приемы – элементы, составляющие метода, разовые действия, отдельные тактики в процессе реализации или модификации метода.
Кроме того, в структуре метода выделяют объективную и субъективную составляющие. Объективная выступает независимой от личности педагога, его субъективных личностных характеристик, отражает общие для всех дидактические закономерности, принципы и правила, постоянные цели и задачи, формы и содержание учебной деятельности. Субъективная зависит от личности педагога и обучающихся, конкретной педагогической ситуации.
Наличие в структуре метода объективной, постоянной, общей для всех составляющей позволяет ученым разрабатывать теорию методов, оптимизировать каждый отдельный метод, конструировать маршруты оптимизации образовательно-воспитательного процесса благодаря использованию совокупности определенных методов. В свою очередь, наличие субъективного в структуре метода позволяет реализовать творческое начало педагога, повысить кретивность процесса обучения.
Проблемы классификации методов обучения
Многосторонный, многоаспектный характер метода приводит к существенным трудностям в процессе создания классификации. Под классификацией методов обучения понимают упорядоченную по определенному признаку систему методов.
Одна из наиболее древних классификаций методов обучения основывается на критерии учета источников знаний. В наиболее общем виде источники знаний представлены практикой, словом, наглядностью, книгой. В последние годы в качестве источника знаний в педагогике успешно функционируют информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). Соответственно, все методы обучения могут быть классифицированы на наглядные, практические, словесные, методы работы с книгой, методы работы с ИКТ.
В современной педагогической науке широко используется классификация методов на основании характера мыслительной активности обучающихся. На основании данного критерия можно выделить следующие типы методов обучения:
- информационно-рецептивный, объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- эвристический, частично поисковый;
- проблемное изложение;
- исследовательский.
Указанная классификация составлена на основании градации повышения активности обучающегося в процессе познания, реализации образовательно-воспитательной деятельности.
Таким образом, в современной педагогической науке представлены различные подходы к пониманию методов обучения, их классификации. В наиболее общем виде данная категория представляет собой алгоритмизированные тактики достижения поставленной цели, что обуславливает высокую актуальность их применения в процессе обучения.