Концепция и технология интерактивного обучения
Концепция и создание интерактивного обучения базируются на явлении интеракции (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга). В процессе изучения происходит межличностное познавательное взаимодействие и связь всех его субъектов. Формирование индивидуальности каждого ученика и развитие его личности происходит в моментах общения и взаимодействия людей совместно. Точной, отталкиваясь из убеждений сторонников этой концепции, и более часто применяемой моделью подобных ситуаций считается учебная игра. М.В. Клариным, Ю.С. Тюнниковым и др. изучены образовательные возможности игры, применяемой в течение обучения: игры дают педагогу возможности, связанные с проигрыванием итогов обучения (знаний, умений и возможностей), их использованием, отработкой и занятием, учетом индивидуальных отличий, вовлечением в игру учеников с различными ступенями обученности. Одновременно с этим игры несут внутри себя возможности важного эмоционально-личностного влияния, воспитания коммуникативных умений и возможностей, ценностных связей. Вследствие этого использование учебных игр способствует формированию индивидуальных и личных качеств ученика.
Под технологией интерактивного обучения (ТИО) мы понимаем порядок методов организации взаимодействия педагога и обучающихся в виде учебных игр, обеспечивающих педагогически эффективный познавательный диалог, в результате которого формируются обстоятельства для переживания учениками ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.
В устройстве хода обучения с использованием ТИО возможно обратить внимание на последующие этапы:
- Направленность. Ступень подготовки участников игры и экспертов. Преподаватель предлагает порядок работы, разрабатывает вместе с учениками основные цели и задачи обучения, устанавливает учебную дилемму. Затем он дает описание имитации и игровых правил, исследование совместного хода игры и выдает пакеты материалов.
- Подготавливание к проведению. Это ход изучения ситуации, руководств, директив и иных материалов. Преподаватель объясняет план, останавливается на игровых задачах, правилах, ролях, игровых операциях, правилах подсчета очков (оформляется табло игры). Обучающиеся собирают вспомогательные данные, советуются с педагогом, обсуждают между собой смысл и течение игры.
- Проведение игры. Данный шаг содержит, по сути, течение игры. Никто с момента начала игры не имеет права прерывать или менять ее течение. Только лишь водящий имеет возможность регулировать действия игроков, в случае если они отклоняются от основной цели игры. Преподаватель, начав игру, не может без надобности принимать в ней роль. Задачи учителя заключаются в том, чтобы наблюдать за игровыми шагами, результатами, подсчетом очков, разъяснять неясности и оказывать по просьбе игроков помощь в их работе.
- Анализ игры. Ход исследования, обсуждения и оценки итогов игры. Преподаватель проводит дискуссию, в течении которой выступают эксперты, игроки обмениваются мнениями, отстаивают свои позиции и заключения, осуществляют решения, делятся эмоциями, беседуют о возникавших в течение игры сложностях, мыслях, приходивших в голову.
Использование ТИО дает возможность педагогу объединить труд каждого ученика (возникает целая система взаимодействий: преподаватель - ученик, преподаватель - класс, ученик - группа, обучающийся - обучающийся, класс - класс), объединить его учебную деятельность и межличностную познавательную беседу.
Мотивационный аспект хода обучения обслуживается положением и способом мотивационного оснащения учебного процесса.
Координационный момент может быть изображён несколькими способами. Мы кратко рассмотрим основные тезисы положения и схемы концентрированного обучения, задача которых содержится в ликвидации многопредметности учебного дня, калейдоскопичности эмоций и воспоминаний при образовании знаний, раздробленности течения познания и создания подобного течения обучения, когда вместо 6 дисциплин на 6 уроках в ходе учебного дня (и 14-ти дисциплин в процессе учебной недели) осваивается от 1-го до 3-х дисциплин. Мысль концентрированного обучения не нова, ее в первый раз огласил Я.А. Коменский; по прошествии времени эту идею поддерживали многочисленные научные работники (И.Ф. Гербарт, К.Д. Ушинский, В.В. Розанов, П.П. Блонский); ее воплотили на практике отдельные педагоги (Г. Тоблер, Б.Ф. Райский, М.П. Щетинин), она была распространена в ряде стран (США, Швеция, Германия и др., в РФ эта мысль нашла применение в высшей школе).
Этапы ИАО (интерактивного обучения)
Схемы ИАО включают виды и методы обучения на базе общего течения овладения через связь учащихся между собой, с педагогом, с материалом.
Специфики ИАО:
- Межличностная диалогическая связь в системах «педагог - учащийся», «учащийся-учащийся»;
- Занятие в небольших группах на базе объединения и совместной работы; непрерывное поддержка педагогом интенсивного внутригруппового взаимодействия;
- Активно-ролевая (игровая) и тренинговая организация обучения; исполнение игровых ролей с учетом личных творческих и умственных возможностей учащихся;
- Интенсивное применение технических учебных средств и средств визуализации;
- Формирование пространственной среды для взаимодействия; обеспечение всеми учащимися беспрерывного зрительного контакта друг с другом;
- Реализация взаимодействия в режиме строгого соблюдения сформулированных педагогом норм, правил;
- Обучение принятию решений в обстоятельствах строгого регламента.
Способы и приемы ИАО
- Дискуссионные: разговор; групповое обсуждение, эвристическая дискуссия, способ «круглого стола», «мозговой штурм», рассмотрение определенных производственных ситуаций, рассмотрение видеозаписей, встречи с приглашенными профессионалами, общее моделирование производственных действий или ситуаций и др.;
- Игровые приемы: дидактические игры, деловые игры; ролевые игры; Поисковые и исследовательские методы, Приемы получения обратной связи синквейн, «Мухомор», «Телеграмма», «Лотерея», «Звезда сбывшихся ожиданий».<.li>