Функции обучения
Основные функции обучения:
- образовательная,
- воспитывающая,
- развивающая.
Основной смысл образовательной функции состоит в снабжении обучаемых системой научных знаний, умений, навыков с целью их применения на практической деятельности. Научные знания состоят из фактов, понятий, законов, закономерностей, теорий, дающих обобщенную картину мира. Они становятся достоянием личности и входят в структуру ее опыта. При этом знания должны быть упорядочены, обладать логической соподчиненностью. Конечным результатом реализации образовательной функции должна стать действенность знаний. Она выражается в сознательном оперировании полученными знаниями и в способности использовать обретенные знания для получения новых. Умения, в отличие от научных знаний, образуются в результате упражнений, которые меняют условия учебной деятельности и постепенно усложняют ее. Для выработки навыков требуются многократные упражнения в одних и тех же условиях.
Воспитывающая функция обучения вытекает из содержания, форм и методов обучения и осуществляется посредством организации общения педагога с учащимися. Обучение воспитывает определенные взгляды, убеждения, отношения и качества личности. В современных условиях воспитывающая функция предполагает формирование научного мировоззрения, соответствующих отношений к науке, природе, искусству, труду, обществу, коллективу, к себе.
Развивающий характер обучения вытекает из природы этого социального процесса. Правильно организованное обучение всегда развивает, но развивающая функция реализуется более эффективно при взаимодействии педагогов и учащихся, которое направлено на всестороннее развитие личности. Развивающий характер обучения ориентирован на развитие личности как целостной психической системы. Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности возможно только в результате единства образовательной и воспитывающей функций обучения.
Движущие силы обучения
Движущие силы свойственны процессу обучения как общественному явлению, которое удовлетворяет потребности детей и имеет для них глубочайший личностный смысл.
Подход Ушинского, например, содержал критику подмены серьезного ученья развлечением, игрой. Он считал, что естественный интерес ребенка к познанию окружающего мира, должен подкрепляться научным, серьезным обучением. Константин Ушинский полагал, что движущие силы учебного процесса заложены не только в спонтанных всплесках детской натуры, но и в единстве учебного процесса и развивающего труда, который обеспечивает формирование целостной социально зрелой личности.
Интерес к школьным предметам у ребенка в течение обучения и к обучению в целом не стабилен. Но не дает эффекта построение процесса обучения только на строгой организации занятий и требовательности по отношению к обучаемому. Одновременно с этим отношения к ученью, которые строятся только на интересе, приучают ребенка придерживаться исключительно своих внутренних, индивидуальных побуждений. Игнорирование же этих интересов формирует отношение к обучению как к неприятной повинности, бремени. Процесс обучения, который строится только на интересе и исключающий строгую организацию, не смотря на свою внешнюю привлекательность и естественность в реальности не эффективен и противоестественен. Абсолютизация детского интереса резко ограничивает диапазон его возможной деятельности, тормозит развитие ребенка, ослабляет его волю. Со стороны воспитания это приводит к формированию эгоизма и неспособности преодолеть себя и заставить работать. Педагоги при таком подходе к обучению зачастую уходят в сторону развлекательности.
В свою очередь формализованная проработка умений и навыков, не менее противоестественна и вредна, чем абсолютизация интереса. При таком подходе ребенок теряет возможность развития мыслительных способностей и глубокого освоения науки. Педантичность в обучении исключает из познавательного процесса эмоциональную окраску, подавляет в ребенке энтузиазм и вдохновение.
Поэтому принцип целостного всестороннего развития личности заключается в гармоничном сочетании личных и общественных интересов, увлеченности и организованности, дисциплины и проявления твердой воли в учении. Именно это единство определяет сущность, содержание, формы и методы обучения, а также формирование характера личности.
Учебный процесс должен быть направлен на формирование у ребенка общественной и личностной целеустремленности, ответственности и воли. Во внутренней противоречивой борьбе рождается интерес к различным учебным дисциплинам, который и становится основной движущей силой обучения. Только так зарождается не просто поверхностное любопытство у детей, не требования со стороны взрослых определяют направление их деятельности, а сам ребенок, как самостоятельная личность, осуществляет выбор и добивается поставленных целей. Образовательное учреждение только тогда становится для ребенка домом, если в нем ему помогают определить свое место в жизни, утвердить себя в коллективе, предоставляют средства для реализации личных стремлений.
Внешнее выражение интереса учащихся заключается в направленности их внимания на определенную учебную дисциплину.
Интерес как стимул учебной деятельности возникает, когда уже накоплен опыт, знания и навыки, осознаны цели, когда ребенок психологически готов к обучению и уверен в успехе.
Высшей формой подлинного интереса является увлеченность.
В обучении можно выделить два понятия:
- поверхностного интереса,
- внутреннего интереса.
Внутренний и поверхностный интересы находятся между собой в сложной взаимосвязи и в своем взаимодействии являются движущей силой обучения. Поверхностный интерес быстро удовлетворяется и полученные под его влиянием знания очень быстро забываются. Поверхностный интерес в обучении сменяется более сильными и устойчивыми стимулами, образующими и углубляющими внутренний интерес. Движущие силы, приведенные в действие, рождают глубокий внутренний познавательный интерес, сопутствующий учебной деятельности. Непосредственный и внутренний интересы одновременно едины и противоположны, дополняют и противоречат друг другу. Источник одного из них - познавательный рефлекс, другого — педагогически организованный труд. Взаимоотношения поверхностного и внутреннего интереса у учеников изменяются по годам обучения.
Обучение - это процесс социальный. Он формируется из информации, умений и навыков, которые требуются ребенку для регулирования поведения и ориентации в социальной среде в текущий момент времени. Для ребенка, это непосредственно-полезная информация. Параллельно процесс обучения включает знания, умения и навыки, направленные на перспективное развитие личности и могут быть полезными только в будущем. Для ребенка, это избыточная информация. В психологическом и педагогическом отношениях переход ребенка от усвоения полезной к усвоению избыточной информации является очень важным. В развитии учащихся и формировании личности наступает совершенно новый этап. Перед взрослеющим ребенком встает вопрос: зачем приобретать знания, в которых нет непосредственной нужды, а их освоение требует трудозатрат? Некоторые педагоги делают попытки убрать противоречие с помощью поддержания угасающего исследовательского рефлекса, вводя элементы развлекательности в обучение. Но невозможно возродить и заставить работать стимулы, которые исчерпали свои возможности и находятся в стадии естественного угасания. В этот момент важно создать в сознании ребенка новые мотивы, побуждающие потребность в знаниях и стремление к усвоению избыточной информации. На помощь естественным стимулам приходят сознательно развиваемые в процессе обучения общественно и личностно значимые мотивы познавательной деятельности.
Движущей силой обучения является именно преодоление противоречий.
Противоречия обучения как его движущая сила подразделяется на две группы. Первая группа содержит противоречия естественной жизни: общественные, классовые и прочие противоречия, которые раскрывают детям научную картину мира и формируют диалектическое мышление. Вторая группа – это внутренние противоречия развития самой личности, которые способствуют развитию: чувства долга, ответственности, общественной активности, целеустремленности. В процессе обучения ребенок поставлен перед необходимостью преодоления внешних препятствий и внутренних трудностей. Самопреодоление в процессе обучения на каждом этапе дает новые импульсы для развития личности, способствует самоутверждению, приносит нравственно-эстетическое наслаждение.