Понятие нравственности
Нравственность – это область жизни и поведения каждого человека, характеризующая воплощение на практике идеалов человечности, духовности, справедливости и пр.
Нравственность – проявление нравственного сознания людей, отражение их нравственного воспитания. Моральные нормы – это неписаные правила, высоко ценимые людьми, поэтому они выполняются не по принуждению, а ввиду внутренней потребности. Человек считается нравственно воспитанным, если он во всем соблюдает идеалы и нормы.
Нравственное влияние на детей в современном мире оказывают компьютер и интернет. Безусловно, интернет приносит массу пользы для развития и воспитания детей, но также может быть и негативным фактором.
Чтобы глобальная сеть не стала помехой для нравственного становления детей, необходимо:
- повысить внимание к новым явлениям в жизни детей, понимать, что человечество теперь живет в двух мирах;
- осознавать, что жизнь людей в гиперпространстве схожа с жизнедеятельностью в реальном мире, с детского мира детей нужно учить жить в виртуальном мире, как в реальном, то есть безопасно и нравственно;
- необходимо ставить виртуальное общение на научную основу, то есть должны быть разработаны нравственные правила для виртуального мира;
- исследовать проблему воздействия виртуального мира на детей;
- отдавать себе отчет в том, что взаимоотношения с виртуальным миром открывают новые возможности перед людьми, но могут и навредить;
- в образовательных учреждениях может быть введен курс «Мораль и этика в виртуальном мире».
Содержание нравственного воспитания
Нравственное воспитание – это целенаправленная и сознательно-осуществляемая педагогическая деятельность, которая направлена на формирование у учеников потребности соблюдать нравственные нормы и правила, развитие у них нравственного сознания, выработку нравственно-ориентированного поведения.
Методика воспитательной работы по нравственному воспитанию учеников состоит из следующих приемов:
- формирование у учеников потребностно-мотивационной сферы, которая связана с соблюдением нравственных норм и правил в качестве привычного способа поведения и деятельности;
- включение учеников в познавательную деятельность, направленную на овладение знаниями о существующих нравственных правилах и моральных поведенческих нормах в современном обществе;
- выработка у учеников навыков и привычек нравственного воспитания в качестве глубоко осмысленных и привычных форм поведения.
Нравственное воспитание – актуальная и сложная проблема, которая в современном мире должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. То, что будет заложено в душу ребенка, то и будет управлять его дальнейшей жизнью.
Формирование нравственных ценностных ориентаций
Нравственные ценности – не абстрактное понятие, они взаимосвязаны с нравственными качествами: доброжелательностью, стремлением совершать добрые поступки, терпимостью к недостатком и ошибкам окружающих, способностью просить прощение и прощать.
Решаться данная воспитательная проблема должна благодаря следующим педагогическим условиям:
- педагогический процесс должен выстраиваться на основании личностно ориентированной модели его организации;
- предлагаемое содержание заключает в себе достаточные трудности, которые помогают детям приобрести опыт приложения усилий;
- деятельность, которая предлагается детям, должна быть интересной и эмоционально насыщенной;
- направляя деятельность детей, педагог использует оценки, оценивая результат, отношение к деятельности и сверстникам. Положительные оценки радуют, побуждая продолжать деятельность;
- организация коллективной деятельности, в которой есть общая цель, распределены обязанности, получен общий результат;
- в различных видах детской деятельности учитель направляет воспитанников к базовым ценностям, посредством сюжетов игр, поступков героев книг и мультфильмов;
- подключение родителей – вырабатывает согласованные воспитательные задачи и методы педагогического воздействия, раскрывает особенности формирования нравственных ценностных ориентаций.
Педагогические основы нравственного воспитания
Процесс нравственного воспитания – это целенаправленное и последовательное взаимодействие педагога с учеником, направленное на достижение должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.
Воспитание нравственности – составная часть комплексного подхода к воспитанию подрастающей личности. Нравственные нормы выражают определенные отношения, предписываемые моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.
Главная функция нравственного воспитания заключается в формировании у молодого поколения нравственного сознания, устойчивого нравственного поведения и нравственных чувств, соответствующих современному образу жизни, активной жизненной позиции, привычки руководствоваться общественным долгом во всех своих поступках и действиях.
Общественное нравственное сознание отражает общественный опыт, то есть нравственные идеи, теории и понятия, отражающие реальные отношения между людьми, которые формируются в ходе общения и деятельности. Они начинают регулировать действия и поступки людей. От них же зависит нравственная устойчивость личности. Убеждению характерно прочное усвоение системы нравственных понятий, развитость нравственных чувств, обобщенность опыта поведения и отношений.
Сначала дети усваивают нравственные понятия на уровне представлений, а уже позже овладевают его содержанием в полной мере.
Расширение опыта, накопление знаний вызывает дальнейшее углубление и дифференцировку нравственных представлений старших дошкольников, а также большую обобщенность, приближающую детей к элементарным понятиям нравственности, касающимся дружбы, уважения к старшим и пр. Формирующиеся нравственные представления начинают регулировать поведение детей и их отношение к окружающим людям.