Значение развития речи у детей
Развитие речи – это комплекс последовательно реализуемых методов и методик, которые направлены на овладение человеком устной и письменной речью.
Речь – это сложная форма коммуникативной деятельности человека, исторически возникшая и реализуемая посредством речевого аппарата (язык, губы, зубы, небо и т.д.).
Значимость развития речи детей состоит в том, что именно развитие у ребенка речи говорит об уровне его умственных способностей. Считается, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем более развит он в умственном и интеллектуальном плане. В связи с чем, основным направлением развития детей в образовательных учреждениях, а особенно ДОУ, является развитие речевых и умственных способностей.
В соответствии с ФГОС ДО одной из главных областей развития детей дошкольного возраста является область «Развития речи», которая включена в обязательную образовательную программу каждого ДОУ.
Область «Развитие речи» предусматривает:
- Овладение речью как основного средства общения и культуры.
- Расширение и обогащение словарного запаса.
- Развитие у детей грамотной связной речи.
- Развитие речевого творчества.
- Развитие интонационной и звуковой культуры речи, а также фонематического слуха.
- Ознакомление с литературной культурой, формирование навыков понимания прочитанного.
- Формирование звуковой активности, необходимой для последующего обучения грамоте.
Наиболее эффективными в развитии речи у детей являются технологии, так как они разрабатываются на основании определенных методик и включают в себя комплекс средств и приёмов.
К технологиям развития речи относятся:
- Обучение детей составлению загадок, сравнений и метафор с целью создания образных характеристик.
- Разнообразные творческие задания и игры, направленные на развитие выразительности речи.
- Обучение детей составлению творческих рассказов по картинам.
Большое значение в развитии речи ребенка имеет развитие её выразительности.
Выразительность речи – это эмоциональная окраска звучания речи, которая достигается посредством использования междометий и образности слова, а также за счет тембра и силы голоса.
Процесс развития речи ребенка должен начинаться с момента его рождения. Родителям необходимо разговаривать с ребенком, несмотря на то что он не способен еще понять смысл сказанного. На данном этапе ребенок учится различать сказанное по звучанию голоса.
Краткая характеристика основных технологий развития речи
Технология обучения детей составлению сравнений – это технология, включающая в себя упражнения по составлению детьми сравнений.
Данная технология может быть внедрена в процесс обучения и развития детей с 3-х лет. Включенные в нее упражнения могут быть проведены не только в рамках учебных занятий, но и в свободное время, например, во время прогулки воспитатель используя модель сопоставлений сравнивание с ребенком два дерева, облака, цветка и т.д.
Модель сопоставления сравнений, состоит из следующих элементов:
- взрослый называет объект или объекты, которые необходимо рассмотреть и сравнить;
- обозначение основных характеристик и признаков;
- определение назначения каждого признака;
- сравнение каждого отдельного признака и их совокупности, с признаками другого объекта.
С возрастом модель сравнения усложняется. Это помогает развивать у детей не только речь, но и наблюдательность, любознательность, мотивирует на речевую и мыслительную деятельность.
Технология по обучению детей составлению загадок – метод не имеет конкретных рекомендаций, педагог, работая с детьми, опирается на их умения и навыки, а также на собственный профессионализм.
Прежде, чем приступить к созданию загадок, педагог наблюдает за детьми, на основании этого наблюдения он выделяет наиболее сообразительных детей, с них начинается работа. Первые загадки дети составляют путем перебора вариантов. Воспитатель выступает в роли эксперта.
Составление загадок помогает ребенку не только развить речь, но и умственные способности. Отгадывание авторских загадок намного интереснее и полезнее для развития ребенка, чем отгадывание уже знакомых загадок.
Технология обучения детей составлению метафор – это процесс обучения переноса свойств с одного предмета на другой, на основании имеющегося у них одного общего признака.
При составлении метафоры происходит активизация мыслительных операций. Основной задачей педагога является создание для детей таких условий, в рамках которых они смогут усвоить модель составления метафоры. Кроме того, мыслительная деятельность способствует развитию у детей умения создавать в уме художественные образы, которые они затем используют в речи.
Технология использования творческих заданий и игр для развития выразительной речи – направлена на формирование и развитие у детей умения выделять характерные признаки объекта, описывать их устно.
Развитие речи посредством использования игр и творческих заданий дает большие результаты. Это связано с тем, что игра является ведущей деятельность детей, в процессе игры у них активизируется мыслительная деятельность, обогащается словарный запас, развиваются умения наблюдения и выделение основного из общего, систематизируются накопленные знания.
Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определённую тему. Задача педагога не ограничивать детей в этом стремлении, а напротив всячески его поддерживать и создавать необходимые для этого условия.
Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребёнка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений. Рассказывание по картине может быть организовано как самостоятельное занятие, а также как дополнительное после прочтения сказки, рассказа, просмотра мультфильма и т.д.