Значение развития математических представлений у детей
Математические представления – это элементарные знания о величине, форме, пространстве, времени, количестве, их отношениях и свойствах, необходимые для успешного развития у ребенка научных и житейских понятий.
Математические представления у детей формируются в процессе организованного математического развития.
Математическое развитие – это определенные качественные изменения, которые происходят в различных формах познавательной активности ребенка, протекающие в виде целенаправленного формирования математических представлений и иных, связанных с ними логических операциях.
Таким образом, развитие математических представлений у детей происходит в результате организованного и систематического обучения математике, в ходе которого дети овладевают математической терминологией, математическим действиями и т.д.
Значимость развития математических представлений заключается в том, что оно направлено на решение ряда задач общего математического развития детей:
- Накопление элементарных математических знаний, необходимых для последующего успешного обучения.
- Формирование у детей первоначальной ориентации в качественных, количественных и временных отношениях.
- Формирование первичных умений и навыков счета, определения времени и т.д.
- Овладение математической терминологией.
- Формирование и последующее развитие у детей интереса к математики, а также общее умственное развитие каждого ребенка.
Таким образом, формирование элементарных математических представлений у детей, представляет собой организованный и целенаправленный процесс по передаче и усвоению знаний, способов и приемов умственной деятельности, предусмотренных требованиями учебной программы образовательного учреждения.
Необходимость систематического математического образования детей является одним из приоритетных направлений любого образовательного учреждения.
Методика развития математических представлений у детей
Методика развития математических представлений у детей является неотъемлемой частью современной системы образования. Она направлена на подготовку детей дошкольного возраста к школьному образованию, усвоению ими элементарных математических знаний.
Методика развития математических представлений выделилась из дошкольной педагогики в самостоятельную научную область, включающую в себя теорию и технологию развития математических представлений у детей.
Предметом исследования методики развития математических представлений у детей является изучение ведущих закономерностей формирования элементарных представлений у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Основная цель методики – исследование и разработка эффективных практических методов, средств и приемов, направленных на развитие у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений.
Достижение данной цели осуществляется посредством последовательного решения ряда задач:
- Осуществление научного обоснования программных требований к элементарным математическим знаниям у детей дошкольного возраста.
- Точное определение содержания учебного материала, который должен быть усвоен детьми за время пребывания в ДОУ.
- Совершенствование учебного материала по развитию математических представлений у детей, в рамках образовательной программы ДОУ.
- Разработка и внедрение в практику ДОУ авторских инновационных технологий, направленных на развитие математических представлений у дошкольников.
- Осуществление преемственности между ДОУ и начальной школой по вопросам математического развития детей.
- Подготовка высококвалифицированных кадров, способных качественно осуществлять педагогическую и методическую работу по развитию математических представлений у детей.
- Разработка методических рекомендаций родителям по вопросам математического развития детей.
Теоретическая база методики развития математических представлений у детей
Теоретическая база методики развития математических представлений у детей представлена общими, принципиальными и исходными положениями педагогики, философии, психологии, математики и других наук. Кроме того, она имеет ряд собственных источников, к которым принято относить:
- Различные научные публикации и исследования, содержание фундаментальные результаты научных исследований и поисков.
- Учебные программы и образовательные стандарты, методические указания и рекомендации.
- Методические пособия для воспитателей и родителей.
- Передовой индивидуальный и коллективный педагогический опыт по формированию и развитию математических представлений у детей разных возрастов, в рамках ДОУ и семьи.
Теория развития математических представлений находится в постоянной динамике, развивается, обогащается и совершенствуется за счет результатов научных исследований и передового педагогического опыта.
Одной из наиболее эффективных форм организации образовательного процесса, направленного на развитие математических представлений у детей являются технологии. Эффективность технологий обусловлена тем, что они активизируют познавательную деятельность детей. Кроме того, технологии включают в себя наиболее эффективные методы, средства и приемы по достижению конкретной образовательной цели. В формировании и развитии математических представлений у детей педагог может взять уже готовую технологию, либо разработать собственную авторскую.
Выбор и разработка технологии зависит от поставленной цели, а также от направления развития мыслительной деятельности ребенка.
Теория и технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста связаны с комплексом дисциплин гуманитарного характера – педагогикой и психологий, философией, информационными технологиями.