Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теория и методика воспитания как раздел педагогики

Определение 1

Теория и методика воспитания – это раздел педагогики, занимающийся изучением вопросов развития личности и закономерностей организации воспитательной деятельности, ориентированной на личностное развитие воспитанника.

Теория и методика воспитания.  Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Теория и методика воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Направления исследования теории и методики воспитания

Будучи составной частью педагогической науки, ее разделом, теория и методика воспитания занимается исследованием вопросов реализации воспитательной деятельности в разные возрастные периоды и аспектов эффективной организации воспитания, применяемых методов и технологий воспитательной работы на разных стадиях воспитания подрастающего поколения.

Теория и методика воспитания занимается исследованиями воспитательного процесса по следующим направлениям:

  • Раскрытие сущности и значения воспитательной деятельности в ходе становления и развития личности.
  • Определение содержания воспитательной деятельности.
  • Разработка целесообразных методов воспитания на разных его этапах.
  • Формирование основ воспитательной деятельности, ориентированной на развитие личностных качеств воспитанников.

Сущность воспитательной деятельности отражается теорией и методикой воспитания как процесс формирования личности под воздействием комплекса факторов: внешних и внутренних. Внешние факторы носят объективных характер. Воспитательный процесс ориентируется на их преобразование, осознанное принятие в качестве внутренних свойств личности, носящих субъективный характер. Таким образом, внешнее воспитательное воздействие приобретает позицию сознательного компонента и становится основой формирования поведения личности в социальной среде.

Содержание воспитательной деятельности отражает связь его целевого назначения, задач, форм и методов воспитательной работы и итоговых результатов, на которые она ориентируется. Содержание воспитания имеет разрыв между воспитательным воздействием и его итогами. Получение итогов воспитательной деятельности осуществляется в разные временные периоды. Причем, временной разрыв имеет разную продолжительность у конкретной личности, и в конкретный возрастной период развития.

«Теория и методика воспитания как раздел педагогики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Воспитание характеризуется рядом специфических черт:

  • Целенаправленность воспитательной работы.
  • Многофакторность воспитания.
  • Двусторонний процесс личностного развития.
  • Специально организованный характер воспитательной работы.
  • Комплексный подход к развитию личности и ее качеств: формирование всех свойств сразу, а не по очереди.
  • Длительность воспитательной работы.
  • Вариативность форм и методов воспитательного воздействия.
  • Связь с индивидуальными особенностями личностного развития.

Данные черты определяют процесс проектирования воспитания, выбор его основных форм и методов, а также механизм реализации данного процесса.

Воспитание характеризуется субъективностью. Оно не имеет точной оценки итогов своей реализации т.е. нельзя сравнить уровень воспитания отдельных граждан и четко сопоставить его в количественном выражении.

Закономерности воспитательной деятельности

Закономерности воспитания разрабатываются теорией и методикой воспитания. Они отражают связи между причинами, побуждающими к развитию определенных качеств личности и следствием достижения данного развития.

Воспитание тесно связано с социальной средой. Оно ориентировано на формирование у личности основ поведения в обществе, отвечающих тенденциям его развития и потребностям. Закономерности отражают социальную сущность воспитательной деятельности.

Основными закономерностями воспитательной деятельности являются:

  1. Активность ребенка – основа воспитательной работы;
  2. Зависимость воспитательной деятельности от внутренних потребностей ребенка, его интересов и индивидуальных особенностей;
  3. Наличие внешних объективных предпосылок реализации разных видов деятельности ребенком как основа воспитательной деятельности, т.е. наличие правил поведения и социальных требований к отдельной личности;
  4. В основе воспитания лежит мотивационно-потребностная сфера личности, волевые качества ребенка и уровень их развития;
  5. Воспитательная деятельность основывается на наличии эмоционального компонента ее реализации и отражении эмоциональных чувств и переживаний в итогах воспитательной деятельности;
  6. Воспитательная работа требует от педагога демократического стиля взаимодействия с воспитанниками для достижения целей и задач воспитательной работы;
  7. Восприятие личности воспитанника, как целостного субъекта воспитания т.е. органическое единство взаимодействия всех личностных качеств воспитанника;
  8. Социальная обусловленность целевого назначения воспитания. Она означает связь целей воспитательной деятельности с уровнем развития общества, его потребностями и тенденциями.

Стадии воспитательной деятельности

Воспитательная деятельность реализуется в течение следующих стадий:

  1. Знакомство воспитанников с нормами поведениями, их сущностью и значением. На данной стадии осуществляется выработка определенного отношения воспитанников к нормам социального поведения и взаимодействия. Педагог дает детям знания о нормах поведения в обществе, в конкретных ситуациях через их осознание и сопоставление. Таким образом, осуществляется формирование мотивов деятельности воспитанника.
  2. Формирование взглядов и убеждений воспитанников. На данной стадии происходит осознанное принятие норм социального поведения и их превращения в собственные ориентиры деятельности. воспитанники учатся действовать по определенным правилам на основании сформированной готовности к данному действию. Так осуществляется выработка взглядов воспитанника. Убеждения формируются дольше и сложнее. Не каждый взгляд, норма поведения становится убеждением воспитанника.
  3. Формирование общей направленности личности. на данной стадии осуществляется превращение норм поведения в привычки, лежащие в основе деятельности любого рода. Нормы поведения приобретают характер внутреннего стимула к действию. Личность начинает заниматься самовоспитанием т.е. совершенствованием своих качеств, нравственных ориентиров деятельности, ценностных установок. Развитие основ самовоспитания является основой эффективности воспитательной деятельности.

Данные стадии воспитательной деятельности носят условный характер. Теория и методика воспитания выдвигает их в качестве базиса воспитательной деятельности.

Дата последнего обновления статьи: 28.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot