Теория и методика воспитания – это раздел педагогики, занимающийся изучением вопросов развития личности и закономерностей организации воспитательной деятельности, ориентированной на личностное развитие воспитанника.
Рисунок 1. Теория и методика воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Направления исследования теории и методики воспитания
Будучи составной частью педагогической науки, ее разделом, теория и методика воспитания занимается исследованием вопросов реализации воспитательной деятельности в разные возрастные периоды и аспектов эффективной организации воспитания, применяемых методов и технологий воспитательной работы на разных стадиях воспитания подрастающего поколения.
Теория и методика воспитания занимается исследованиями воспитательного процесса по следующим направлениям:
- Раскрытие сущности и значения воспитательной деятельности в ходе становления и развития личности.
- Определение содержания воспитательной деятельности.
- Разработка целесообразных методов воспитания на разных его этапах.
- Формирование основ воспитательной деятельности, ориентированной на развитие личностных качеств воспитанников.
Сущность воспитательной деятельности отражается теорией и методикой воспитания как процесс формирования личности под воздействием комплекса факторов: внешних и внутренних. Внешние факторы носят объективных характер. Воспитательный процесс ориентируется на их преобразование, осознанное принятие в качестве внутренних свойств личности, носящих субъективный характер. Таким образом, внешнее воспитательное воздействие приобретает позицию сознательного компонента и становится основой формирования поведения личности в социальной среде.
Содержание воспитательной деятельности отражает связь его целевого назначения, задач, форм и методов воспитательной работы и итоговых результатов, на которые она ориентируется. Содержание воспитания имеет разрыв между воспитательным воздействием и его итогами. Получение итогов воспитательной деятельности осуществляется в разные временные периоды. Причем, временной разрыв имеет разную продолжительность у конкретной личности, и в конкретный возрастной период развития.
Воспитание характеризуется рядом специфических черт:
- Целенаправленность воспитательной работы.
- Многофакторность воспитания.
- Двусторонний процесс личностного развития.
- Специально организованный характер воспитательной работы.
- Комплексный подход к развитию личности и ее качеств: формирование всех свойств сразу, а не по очереди.
- Длительность воспитательной работы.
- Вариативность форм и методов воспитательного воздействия.
- Связь с индивидуальными особенностями личностного развития.
Данные черты определяют процесс проектирования воспитания, выбор его основных форм и методов, а также механизм реализации данного процесса.
Воспитание характеризуется субъективностью. Оно не имеет точной оценки итогов своей реализации т.е. нельзя сравнить уровень воспитания отдельных граждан и четко сопоставить его в количественном выражении.
Закономерности воспитательной деятельности
Закономерности воспитания разрабатываются теорией и методикой воспитания. Они отражают связи между причинами, побуждающими к развитию определенных качеств личности и следствием достижения данного развития.
Воспитание тесно связано с социальной средой. Оно ориентировано на формирование у личности основ поведения в обществе, отвечающих тенденциям его развития и потребностям. Закономерности отражают социальную сущность воспитательной деятельности.
Основными закономерностями воспитательной деятельности являются:
- Активность ребенка – основа воспитательной работы;
- Зависимость воспитательной деятельности от внутренних потребностей ребенка, его интересов и индивидуальных особенностей;
- Наличие внешних объективных предпосылок реализации разных видов деятельности ребенком как основа воспитательной деятельности, т.е. наличие правил поведения и социальных требований к отдельной личности;
- В основе воспитания лежит мотивационно-потребностная сфера личности, волевые качества ребенка и уровень их развития;
- Воспитательная деятельность основывается на наличии эмоционального компонента ее реализации и отражении эмоциональных чувств и переживаний в итогах воспитательной деятельности;
- Воспитательная работа требует от педагога демократического стиля взаимодействия с воспитанниками для достижения целей и задач воспитательной работы;
- Восприятие личности воспитанника, как целостного субъекта воспитания т.е. органическое единство взаимодействия всех личностных качеств воспитанника;
- Социальная обусловленность целевого назначения воспитания. Она означает связь целей воспитательной деятельности с уровнем развития общества, его потребностями и тенденциями.
Стадии воспитательной деятельности
Воспитательная деятельность реализуется в течение следующих стадий:
- Знакомство воспитанников с нормами поведениями, их сущностью и значением. На данной стадии осуществляется выработка определенного отношения воспитанников к нормам социального поведения и взаимодействия. Педагог дает детям знания о нормах поведения в обществе, в конкретных ситуациях через их осознание и сопоставление. Таким образом, осуществляется формирование мотивов деятельности воспитанника.
- Формирование взглядов и убеждений воспитанников. На данной стадии происходит осознанное принятие норм социального поведения и их превращения в собственные ориентиры деятельности. воспитанники учатся действовать по определенным правилам на основании сформированной готовности к данному действию. Так осуществляется выработка взглядов воспитанника. Убеждения формируются дольше и сложнее. Не каждый взгляд, норма поведения становится убеждением воспитанника.
- Формирование общей направленности личности. на данной стадии осуществляется превращение норм поведения в привычки, лежащие в основе деятельности любого рода. Нормы поведения приобретают характер внутреннего стимула к действию. Личность начинает заниматься самовоспитанием т.е. совершенствованием своих качеств, нравственных ориентиров деятельности, ценностных установок. Развитие основ самовоспитания является основой эффективности воспитательной деятельности.
Данные стадии воспитательной деятельности носят условный характер. Теория и методика воспитания выдвигает их в качестве базиса воспитательной деятельности.