Математическая подготовка на дошкольном этапе развития ребенка имеет важное значение. Она позволяет сформировать простейшие математические представления у детей и способствует развитию логического мышления.
Выбор методики математической подготовки детей зависит от учебной программы т.е. материала, который необходимо освоить детям и уровня развития их мышления и памяти.
Методика должна быть ориентирована на развитие познавательной активности детей, формирование у них навыков определения простейших причинно-следственных связей между процессами и объектами окружающего мира.
Простейшие математические представления формируются на основе таких понятий, как: форма, величина, количество, а также развитие умений сравнивать и оценивать объекты, давать им количественные характеристики, уметь их сопоставлять по разным параметрам и выявлять связи между отдельными объектами или их составными элементами.
Математические представления целесообразно формировать на основе построения исследовательской деятельности, в ходе которой дети учатся:
- Оценивать действия и их итоги.
- Прогнозировать результат тех или иных действий, путем их предварительной оценки.
- Ставить адекватные и объективные оценки деятельности.
Содержание программы математического развития дошкольника
Содержание программы математического развития дошкольника - это совокупность умений, навыков, теоретической информации, которой должен владеть дошкольник по окончании дошкольного этапа развития в области математики.
Содержание программы математического обучения дошкольников ориентируется на достижение его приоритетной цели: формирование простейших представлений в области математической науки, получение простейшей научной информации и освоение практических навыков в математической области.
В содержании, ориентированном на формирование простейших математических представлений, выделяют три ведущих направления:
- Развитие математических представлений и освоение понятий.
- Знакомство с зависимостями и отношениями.
- Освоение элементарных математических действий.
Все математические представления и понятия вводятся детям постепенно. Причем, лучше всего дети воспринимают наглядную информацию. Если дети наблюдают за конкретными объектами и пробуют применять их в практической деятельности, то представления складываются быстрее и занимают устойчивые позиции в сознании ребенка.
Когда дети знакомятся с математическими зависимостями и отношениями, то они выявляют отношения, возникающие между предметными множествами, временные отношения, рассмотрение свойств геометрических фигур и определение наличия связей и зависимостей между ними, приходят к пониманию зависимости между величиной и мерой. Так, дети приходят к пониманию того, что такое равночисленность и неравночисленность, делают выводы о результатах, проведенных измерений.
Значимое воздействие на развитие математических представлений в дошкольном возрасте оказывает освоение математических действий.
Все действия делятся на две большие группы:
- Основные действия, включающие счет, измерение, вычисления.
- Дополнительные действия, включающие накладывание, сравнение, сопоставление, уравнивание, группировку.
Поскольку, математическая наука характеризуется специфическим понятийным аппаратом, то и методика развития математических представлений имеет свои особенности.
Кроме того, математическое обучение имеет свои традиционные формы, а также базируется на современных концепциях развивающего обучения.
Программный материал обучения строится на базе того, что уже имеющиеся знания у детей в области математике, являются источником развития новых понятий и представлений, а они способствуют формированию новых, более сложных представлений.
Содержание обучения математике акцентирует внимание на развитие у детей логики, мыслительных процессов, внимания, навыков выполнения действий по алгоритму, решению простейших математических задач.
Рисунок 1. Основные задачи математического развития дошкольников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Программы математического обучения разных возрастных групп дошкольников
На современном этапе общественного развития, программы обучения дошкольников основываются на методах развивающего обучения. Такая методика предполагает интегрированное обучение, систематизацию знаний, применение наглядных средств обучения, чтобы выделить в настоящих объектах и процессах определенные характеристики и отношения, использовать общий способ действия в новых обстоятельствах.
Программы обучения детей дошкольного возраста математическим основам, отличаются по возрастному признаку.
Так, у младших дошкольников программа связана с обучением без знания чисел. В этом возрасте дети обучаются группировать отдельные предметы и выделять их по одному т.е. обучаются разнице между понятием «много» и «один». Сформированные группы предметов сравниваются между собой. К ним применяются приемы наложения и приложения, чтобы выявить их равенство и неравенство по количеству предметов, входящих в группу.
В средней группе детского сада происходит обучение элементарному счету: от одного до пяти, осуществляется сравнение двух множеств, выражающихся смежными числами. На этом этапе дети совершенствуют и укрепляют свои навыки определения равенства и неравенства групп предметов по количественному признаку.
В старшей группе, дети развивают и совершенствуют математические знания и формируют элементарные математические представления. Программы обучения включают в себя развитие умения считать до десяти. Дети знакомятся с простыми числами и учатся понемногу оперировать ими. Также, происходит продолжение работы с множествами, формируются группы предметов, включающие до десяти объектов. Таким образом, дети обучаются тому, каким образом формируются числа. Это происходит на основе создания и сравнения двух групп предметов. Составные части одной из групп попарно соотносятся с частями другой, чтобы показать детям принцип формирования числа.
Программа обучения элементарным математическим представлениям для детей любого возраста ориентирована на развитие у детей познавательных процессов, активизацию мыслительной деятельности, развитие логики и смекалки, формирование простейших суждений.