Цели и задачи профессионального музыкального модуля
Музыкальное воспитание – это процесс целенаправленного формирования детской личности через влияние музыкального искусства, то есть формирование у ребенка интересов, потребностей, способностей и эстетического отношения к музыке, передача новому поколению опыта музыкальной деятельности.
Чтобы овладеть музыкальными навыками и соответствующим уровнем профессиональных компетенций, студентам и педагогам при освоении профессионального модуля, необходимо:
Иметь навыки:
- организации и проведения творческих игр (сюжетно-ролевые, строительные, театрализованные и режиссерские), а также игр с правилами (подвижные и дидактические);
- организации и проведения развлечений;
- участия в подготовке и проведении праздников в образовательных организациях;
- наблюдения и анализа игровой, трудовой, продуктивной деятельности и общения детей;
- наблюдения за формированием у себя новых игровых и трудовых умений и мелкой моторики;
- разработки предложений по коррекции организации деятельности в группе сверстников.
Уметь:
- выделять педагогические условия организации общения детей;
- играть с детьми и стимулировать их самостоятельные игры;
- пользоваться прямыми и косвенными приемами руководства игрой;
- показывать приемы работы с атрибутами разных типов театров;
- анализировать проведение игр и проектировать их изменения, соответствующие возрасту и индивидуальным особенностям детей в группе;
- подготавливать и проводить праздники и развлечения;
- пользоваться всеми типами развивающих занятий дошкольников;
- использовать ИКТ, которые необходимы, чтобы планировать, реализовывать и оценивать образовательную работу с детьми.
Знать:
- теоретический базис и методику планирования разных типов деятельности и общения детей;
- сущность и своеобразие игр детей;
- содержание и способы организовывать и проводить игровую деятельность детей;
- элементы музыкальной грамоты, музыкального репертуара по программе дошкольного образования и детской художественной литературы;
- особенности планирования продуктивной деятельности дошкольников вне занятий;
- теоретический и методический базис организации и проведения праздников и развлечений для учеников;
- разновидности театров и средств выразительности в театральной деятельности;
- теоретические основы руководства разными типами деятельности и общения детей.
Теория и практика музыкального воспитания
Умение доносить до детей музыкальные произведения, приобщать к ним, воздействовать на их мысли и чувства, - ответственная задача.
Процесс музыкального воспитания должен находиться под руководством педагога, профессионально подготовленного и творческого в своих педагогических изысканиях, владеющего музыкальным искусством и любящего своих воспитанников.
В теории и практике музыкального воспитания детей идет постоянное обобщение опыта передовых педагогов, что способствует постоянному совершенствованию данного направления образования. Музыкальному руководителю необходимо повышать свой теоретический и профессиональный практический уровень и педагогическое мастерство.
Ребенок будет успешно осваивать разнообразные типы музыкальной деятельности, если учитывать его индивидуальные особенности и возрастные возможности.
Музыкальное развитие является результатом формирования ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Определенное значение имеют и индивидуальным особенностям каждого ребенка.
Развитие протекает в различных областях:
- эмоции начинаются импульсивным откликом на элементарные музыкальные явления и идут до более выраженных и разнообразных реакций;
- ощущение, восприятие и слух – начинаются отдельными различиями музыкальных звуков до целостного, осознанного и активного восприятия музыки, до дифференцирования высоты звука, тембра, ритма и динамики;
- проявление отношений – от неустойчивого увлечения до более устойчивых интересов, потребностей, первых проявлений музыкального вкуса;
- исполнительская деятельность – от действий по показу и подражанию до самостоятельных выразительных и творческих проявлений в пении и музыкально-ритмическом движении.
Музыкальное воспитание и развитие предполагает правильную организацию и целенаправленность обучения.
Обучение музыке – это воспитывающая деятельность, в ходе которой педагог помогает в накоплении музыкального опыта, приобретении элементарных сведений, ребенок же должен все это активно усваивать.
В целом воспитание и обучение должны идти впереди развития и вести его за собой. Музыкальное развитие обуславливает процесс воспитания и обучения. Уровень развития определен поведением детей на занятиях музыкой, творческими проявлениями в самостоятельной деятельности. Очень важен в процессе музыкального воспитания учет особенностей и интересов каждого ребенка.
Нельзя забывать об индивидуально-дифференцированном подходе, помогающем в осуществлении контроля за индивидуальным развитием детей, нужно отмечать сдвиги, произошедшие в их воспитании и развитии.
В коллективной игре педагог может предусмотреть индивидуальные задания разной степени сложности, что делает их для детей привлекательнее, и не будет ущемлять их интересы.
Материал программы воспитания в детском саду распределен по видам деятельности – игровая, трудовая и пр., и соответствует возрастным группам воспитанников – раннее детство, младшая группа, средняя, старшая и подготовительная группа.
Методы музыкального воспитания могут быть определены в качестве действий педагога, направленных на общее музыкально-эстетическое развитие детей. Оно выстраивается на базе активного взаимодействия взрослого с детьми. Методы направлены на воспитание эстетического отношения к музыке, эмоционального отклика, музыкальной восприимчивости, оценочного отношения к выразительному исполнению.