Основа теории и методики математического развития детей дошкольного возраста
Математическое развитие – это определенные качественные изменения в познавательной сфере и деятельности ребенка дошкольного возраста, происходящие в результате формирования у него математических представлений.
Для того, чтобы организованная педагогом образовательная деятельность была эффективна и направлена на качественное математическое развитие детей дошкольного возраста, занятия по формированию элементарных математических представлений (далее ФЭМП) должны быть интересны и увлекательны. Учебная информация, сообщаемая воспитателем детям должна быть им понятна и доступна для усвоения.
В связи с чем, теория и методика математического развития детей дошкольного возраста предполагает обязательное наличие следующей основы, состоящей из ряда элементов:
- Использование в образовательном процессе наглядных материалов. Наглядности должны соответствовать возрасту воспитанников, имеющемуся у них уровню математических знаний.
- Каждое учебное занятие должно иметь четкий сюжет, в соответствии с которым осуществляется его математическое развитие.
- Постановка цели и задач учебного занятия в соответствии с возрастом воспитанников и уровнем их интеллектуального развития.
- Использование многообразия методов, форм, приемов для создания прочной основы учебного занятия по ФЭМП (включение в образовательный процесс дидактических игр, логических задач, работ с раздаточным материалом и т.п.).
- Многозадачность учебного занятия – предполагает одновременную направленность на развитие разнообразных математических знаний (временные, количественные, пространственные и т.д.).
- Опора на ведущую деятельность ребенка дошкольного возраста – включение математических игр и игровой деятельности в образовательный процесс.
- Упор на формирование у детей игровой мотивации, посредством включения в учебное занятие сюрпризных моментов и элементов внезапности.
- Оказание всесторонней помощи каждому воспитаннику в освоение конкретной системы математических знаний и навыков, а также формирование навыков самообразования, самостоятельной познавательной активности, независимости собственных суждений и т.п.
- Организация эффективной предметно-развивающей среды в группе ДОУ, направленной на развитие у детей не только математических знаний, но и базовых познавательных процессов.
- Обучению детей восприятию качественных и количественных характеристик предметов, формирование у них соответствующих представлений.
Особенности теории и методики математического развития детей в зависимости от возрастной группы
Содержание теории и методики математического развития детей дошкольного возраста зависит от возрастной группы. Однако основой для всех возрастных групп являются методы развивающего обучения.
Методы развивающего обучения – это методы, направленные на систематизацию получаемых знаний, посредством использования различных приемов для их усвоения.
Вторая младшая группа ДОУ. Программный материал математического развития ограничивается «до числовым» периодом обучения. Дети данной возрастной группы учатся группировать предметы, выделять один предмет из группы по отличительным признакам, усваивают понятие «один» и «много». Детей учат сравнивать предметы при помощи приемов приложения и наложения.
Средняя группа ДОУ. Программа данной возрастной группы предусматривает дальнейшее формирование у детей элементарных математических представлений. Детей учат счету в пределах пяти, сравнению двух групп множеств. Важным является обучение умению устанавливать равенство и неравенство между группами предметов.
Старшая группа и подготовительная к школе группа ДОУ. Программа математического развития направлена на углубление, расширение и обобщение полученных ранее элементарных математических знаний и представлений. Детей обучают счету в пределах десяти, знакомят с цифрами, их порядком и правилами написания. Кроме того, дети учатся сравнивать 3-4 группы предметов по характерным признакам и количеству. Продолжается формирование умения выделять предмет из группы, группировать предметы по схожим признакам и т.д.
Важным является формирование у детей мотивации на последующее обучение и получение математических знаний, стремление получать их не только в рамках учебного занятия, но и самостоятельно.
Содержание теории и методики математического развития детей дошкольного возраста
Основная цель теории и методики математического развития детей дошкольного возраста – развитие элементарных математических представлений, усвоение математических понятий
Задачи:
- Развитие мышления.
- Формирования умения считать по порядку.
- Формирования умений решать математические задачи.
- Овладение знаниями о форме, величине, количеству и т.д., предметов, их геометрических названий (круг, квадрат, треугольник и т.д.).
Формы занятий:
- Непосредственная образовательная деятельность по формированию элементарных математических знаний.
- Организованная самостоятельная математическая деятельность.
- Интегрированные учебные занятия.
- Разнообразные виды детской деятельности – трудовая, игровая, продуктивная, творческая и т.д.
- Работа по математическому развитию детей в рамках режимных моментов.
- Индивидуальная работа с детьми по усвоению математических знаний.
Методы, используемые в математическом развитии детей дошкольного возраста:
- Наглядные методы – включают в себя демонстрацию предметов и их макетов, показ, наблюдение, рассматривание. Важным является то, что все наглядности должны быть хорошо выполнены и полностью передавать характерные свойства изучаемого предмета.
- Словесные методы – к ним относятся объяснение, рассказывание, беседа, словесные дидактические игры. Данные методы могут быть использованы по одному в рамках учебного занятия, либо в сочетании.
- Практические методы – выполнение упражнений и заданий, решение задач.
Обеспечение всесторонней математической подготовки детей дошкольного возраста возможно при умелом сочетании разных методов обучения.