Теоретические аспекты экологического образования
Экологическое образование – это процесс обучения, ориентированный на усвоение учащимися знаний об основах экологии, установление связи человека с природой, формирование навыков взаимодействия с ней и воспитание стремления к бережному отношению к природе, ее различным объектам, процессам и явлениям.
Экологическое образование ориентировано на экологическое воспитание личности и формирование у нее экологической культуры.
Экологическое воспитание предполагает осознание необходимости бережного отношения к природе и ее процессам и формирование потребности в защите природы, ее сбережении, уходе за живыми существами. Иными словами, экологическое воспитание заключается в формировании осознанного и бережного отношения к окружающему миру.
Экологическая культура отражает правильное отношение учащихся к природе, ко всем ее объектам, процессам и явлениям, принятие ее многообразия, стремление к созиданию и сохранению ее богатства в первозданном виде.
Экологическое образование предполагает и воспитание у учащихся экологической ответственности т.е. нахождение и осознание своего места в природе, своей роли в ее развитии и несение ответственности за свои действия, влияющие на состояние природы, развитие экологии и принятие решений, способствующий улучшению состояния социоприродной среды.
Целевым назначением экологического образования выступает формирование осознанного, эмоционально-положительного отношения к природе, установления с ней связи и взаимодействия.
К задачам экологического образования относятся:
- Формирование системы научных экологических знаний, заключающихся в усвоении экологических понятий и категорий.
- Развитие интереса к природному миру, его объектам и процессам.
- Развитие умений правильного поведения в природе.
- Воспитание экологической грамотности подрастающего поколения.
- Развитие чувства эмпатии к многообразию природного мира и явлений.
- Воспитание гуманного, бережного отношения к природе, ее объектам и процессам.
- Формирование навыков исследования разных объектов и процессов природы.
- Формирование умения организации наблюдения за природными процессами.
- Развитие навыков оказания помощи природе, ее различным объектам.
- Формирование навыков сбережения природы.
- Развитие умения составлять прогнозы своего поведения и воздействия на природу.
Таким образом, экологическое образование предполагает формирование экологического сознания, которое выступает стимулом развития гуманного и бережного отношения к природе, формирования созидательной деятельности и мотивированного сбережения природных богатств.
Концептуальные основы экологического образования
Смысловым ядром экологического образования является инвариативный компонент его содержания, реализующийся через все виды деятельности и формы организации образовательной работы.
Содержание экологического образования ориентировано на развитие всех сфер экологической культуры отдельной личности.
Концептуальные основы экологического образования включают следующие направления деятельности:
- Экосистемная познавательная модель. Это метод, который ориентирован на изучение любых объектов и процессов в их связи с окружающей средой.
- Формирование экологической направленности личности. Здесь предполагается развитие в ходе экологического образования устойчивой мотивации к взаимодействию с природой, окружающей средой в целом и выстраивание системы гармоничного взаимодействия данного рода.
- Развитие экологической грамотности. Она предполагает формирование у учащихся понимания связей и зависимостей социальных и природных процессов, ценностных ориентиров на поведение в интересах гармонизации окружающего мира и творческого использования своих знаний о природу в практическом взаимодействии с ней.
- Формирование субъектов экологической культуры. Здесь, формируется определенный результат реализации экологического образования. Он оформляется в виде развития у учащегося опыта экологических знаний, практических действий, экологических отношений.
- Данные концептуальные основы экологического образования отражают замысел построения единой системы непрерывного экологического образования подрастающего поколения.
Методика экологического образования
Методика экологического образования представляет собой совокупность методов, используемых в образовательном процессе для достижения целей и задач образования.
Методы экологического образования определяются характером воспитательных и образовательных задач, возрастными особенностями коллектива учащихся, конкретным этапом обучения.
В качестве методов экологического образования применяются следующие группы:
- Наглядные методы. Они предполагают рассмотрение природных объектов и процессов в их реальном виде, или изображений, иллюстраций. К наглядным методам относится большое количество видов наблюдения, реализуемых посредством рассматривания картин, наблюдений за ростом растений, поведением животных в естественной среде и домашних условиях, климатическими условиями в разные времена года, просмотров видео материалов, а также использования предметных и графических моделей.
- Словесные методы. Они ориентированы на обобщение знаний детей о природе, систематизацию понятий, усвоению природоведческих категорий. В системе экологического образования используются беседы о природе, осуществляется чтение рассказов о ней и ее объектов, которые отражают суть их существования, особенности и т.д. Также, осуществляется чтение художественных произведений, которые обладают высокой познавательной ценностью, поскольку позволяют познакомиться с теми аспектами природы, с теми ее процессами, которые невозможно воочию наблюдать.
- Практические методы. Они связаны с выполнением разнородных практических заданий, упражнений. Как правило, используются игры, трудовая деятельность, проведение экспериментов и опытов, а также конструирование или моделирование природных объектов.
Рисунок 1. Методы экологического образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ