Сущность социальной педагогики
Социальная педагогика – это самостоятельная педагогическая наука, предметной областью которой является социализация и социальное воспитание личности на протяжении всей ее жизнедеятельности, а также социальная защита и поддержка.
Как самостоятельная наука, социальная педагогика выделилась их педагогики относительно недавно. В 20-м веке, впервые был введен официальный термин «социальная педагогика» и происходит ее признание и значимость как науки.
Функции социальной педагогики пронизывают деятельность любой организации, профессии, любого человека, должностного лица, в общем всех, кто вступает во взаимодействие с другими людьми и социальными институтами общества, с целью реализации и удовлетворения своих потребностей.
В настоящее время социальная педагогика в процессе своего развития опирается на совокупность разных наук и практический опыт разнообразных форм и способов социальной поддержки личности, вне зависимости от ее возраста и социального статуса.
Развитие социальной педагогики как научной области характеризуется такими признаками, которые в общем доказывают ее самостоятельность и разграничение практики социальной педагогики со смежными научными областями.
В настоящее время развитие социальной педагогики осуществляется по следующим направлениям:
- уточнение объема, структуры и уровней научной отрасли
- определение границ предметной области
- формирование и развитие понятийного и терминологического аппарата
- установление закономерностей, которые отражают специфические взаимодействия и взаимоотношения в социальном пространстве
- выработка теорий, гипотез, идей, концепций неэмпирического происхождения
- усложнение структуры и содержания социальной педагогики, выделение направлений, разделов и т.д.
Основное назначение социальной педагогики
Значение социальной педагогики в воспитании и социализации человека очень велико. Значимость данной научной отрасли определяется следующим:
- Социальная педагогика направлена на формирование основ педагогического мышления у субъектов общества
- Занимается формированием способностей и умений принимать наиболее адекватные и эффективные решения, в соответствии с конкретными социальными ситуациями
- Разрабатывает методы и приемы эффективного использование потенциала семьи, социальных институтов и социума в воспитании и развитии личности
Основные задачи, которые стоят перед социальной педагогикой заключаются в следующем:
- Осуществление социальной, педагогической и психологической диагностики развития личности на разных возрастных этапах
- Проведение социальных исследований особенностей процесса воспитания
- Прогнозирование и проектирование социальной деятельности, направленной на воспитание и социализацию личности, а также оказание необходимой социальной помощи и поддержки
- Организация, управление и при необходимости коррекция взаимодействия и взаимоотношений субъектов социума
- Выявление эффективных методов, форм и средств воспитания
- Обеспечение оптимальных условий, способствующих духовному и творческому развитию потенциала личности
- Формирование у подрастающего поколения моральной, этической, физической, экологической, правовой и иных видов культуры
- Научная, исследовательская, учебная и методическая деятельность в области социального воспитания
Таким образом, значимость социальной педагогики в развитии и становления личности человека очень велико. Это связано с тем, что качество воспитания и социализации каждого человека, во многом определяет качество и потенциал всего общества.
Общее и специфическое в теориях социальной педагогики
В идеях социальной педагогики принято выделять общие и специфические теории. Это связано с историей возникновения, формирования и развития социальной педагогики, ее взаимосвязи с другими науками.
Общее позволяет увидеть преемственность в развитии науки. Общими являются:
- Философско-этическая основа социально-педагогических теорий и идей социальной педагогики. Данная основа включает в себя общечеловеческие ценности.
- Методы, средства и приемы научного познания, являющиеся общими для большинства гуманитарных наук и отраслей.
- Универсальные педагогические и философские категории.
Специфичность теорий социальной педагогики определяется историей той страны, в которой развивается данная наука. Большое влияние на специфичность теорий оказывают:
- Социально-экономическое положение государства
- Политическая обстановка
- Духовно-нравственное развитие общества
- Культурно-этические особенности народа
- Философия
- Система образования страны
Различия выявляются в теоретических обоснованиях, статусе науки, структуре, содержании и системе подготовки научных кадров.
Если рассматривать процесс становления и развития социальной педагогики в России, то можно отметить, как в разные периоды на нее оказывалось влияние со стороны государства, а именно ей навязывалась временная идеология. Кроме того, можно отметить и отношение к теориям и идеям социальной педагогики в разные периоды ее существования.
В течение долгого времени ряд обществоведческих наук в нашем государстве были не востребованы в силу политической идеологии, а их роль сведена к обслуживанию административной системы. Одной из таких наук, которые находились в «опале» у государства являлась и социальная педагогика. В тот сложный период социальной педагогики не то что не придавалось должного значения, а и вовсе она была изгнана из системы гуманитарных наук.
В современных условиях вырабатываются новые подходы с целью объективного освещения истории образования и педагогической мысли в нашем Отечестве, выявления ее глубинных связей с единым историко-педагогическим процессом в мире. Разрабатываются идеи и теории социальной педагогики, осуществляется их адаптация согласно современным потребностям общества.
В настоящее время социальная педагогика имеет большое значение в развитии и успешной социализации современного подрастающего поколения.