Дисграфия – это речевая патология, проявляющаяся в нарушении письменной речи, ошибках написания, носящих устойчивый характер, связанных с нарушениями функционирования психических процессов организма.
Дисграфия, может быть развита и как самостоятельная речевая дисфункция и как следствие наличия иных речевых отклонений в развитии. Например, общее недоразвитие речи, зачастую сопровождается разными формами дисграфии. Ее наличие отрицательно сказывается на обучении детей, поскольку вызывает проблемы с формированием навыков письма.
Дисграфия требует проведения своевременной профилактической работы. Она должна быть реализована на этапе дошкольного обучения. Это позволит предотвратить проблемы в обучении детей в начальной школе, усвоения ими дисциплины «Русский язык», а также обеспечит полноценное речевое развитие ребенка.
Обеспечение преемственности деятельности ДОУ и начальной школы в профилактике дисграфии детей
В основе профилактической работы по предотвращению развития дисграфии у детей дошкольного возраста и ее активной фазе развития в период поступления ребенка в школу, лежит принцип преемственности обучения. Он отражает последовательность обучения и развития, связь каждого этапа и уровня обучения.
Обучение в начальной школе опирается на знания и навыки детей, полученные ими на этапе дошкольного обучения. При этом, ДОУ в своей деятельности руководствуется требованиями начальной школы к уровню знаний и навыков ребенка, необходимых для его полноценного усвоения образовательной программы. Профилактика дисграфии является важным требованием начальной школы к уровню речевого развития учащихся. Это требование обусловлено проблемами в обучении, возникающими при данном нарушении и увеличением количества детей, ежегодно поступающих в школы, с наличием данной речевой патологии.
Обеспечение преемственности профилактической работы ДОУ и школы предполагает реализацию речевого развития старших дошкольников и учащихся младших классов по следующим направлениям:
- Формирование моторных и графомоторных функций воспитанников;
- Формирование навыков визуального восприятия;
- Постановка речевого дыхания;
- Развитие правильного слухового восприятия;
- Постановка речевого произношения: темп, интонация, ритм, сила голоса;
- Развитие артикуляционного аппарата;
- Формирование навыков звукового анализа и синтеза;
- Расширение лексического словаря ребенка;
- Развитие связной речи.
Профилактическая работа реализуется, как правило, в старших возрастных группах. Детей учат определять звуки на слух, воспроизводить их в речи с соблюдением их правильного расположения в словах, делить слова на слоги, выделять звуки в разных позициях слова, уметь отличать звуки по их характерным признакам: гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие, строить графические образы слов и предложений, анализировать их. Все это реализуется за счет использования различных приемов и упражнений. Как правило, они реализуются в игровой форме и опираются на комплексный подход в профилактике речевых нарушений. Иными словами, профилактика речевых нарушений предполагает общее развитие ребенка, устранение дисбаланса в функционировании его психических процессов.
Направления профилактической работы ДОУ по предотвращению развития дисграфии
Профилактическая работа ДОУ, ориентированная на ликвидацию нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста и повышение общего уровня их речевого развития, осуществляется по следующим направлениям:
- Проведение логопедического обследования дошкольников. Оно ориентировано на определение проблем речевого развития детей, уровня сформированности их речевых процессов.
- Проведение консультационной работы с родителями воспитанников. Она затрагивает вопросы и проблемы речевого развития, методы коррекции речевых нарушений разного типа.
- Проведение родительских собраний. Они затрагивают вопросы речевого развития ребенка, с которым он должен прийти в учебное заведение.
- Оказание логопедической терапии воспитанникам, которым требуется логопедическая коррекция.
- Оказание логопедической помощи школьным логопедам при необходимости продолжения коррекционной работы с выпускниками ДОУ по различным направлениям речевого развития.
Методика предупреждения ошибок письма на уровне буквы
Предупреждение ошибок письменной речи опирается, прежде всего, на формирование навыков правильного написания отдельных букв. Они осваиваются и отрабатываются в старшем дошкольном возрасте.
Развитие навыков правильного написания отдельных букв осуществляется по следующему алгоритму:
- Знакомство с буквами и их строением.
- Обведение букв по трафарету. Оно ориентировано на развитие навыков написания различных букв, их тренировку.
- Организация выкладывания букв из палочек. Требуется правильно расположить все элементы буквы. Воспитатель обращает внимание на сторону, в которую направлена буква, правильность количества ее элементов.
- Определение букв, которые написаны на карточках. Они могут быть написаны как правильно, так и неверно: зеркально, с пропуском отдельных частей. Дошкольникам необходимо угадать и озвучить буквы. Работа с ними может быть продолжена через использование упражнений на составление слов с этими буквами.
- Распознавание букв на ощупь. На данном этапе детям предлагаются буквы, выполненные из различных материалов: картон, пластик, дерево. Путем ощупывания они определяют, что это за буква, называют ее, придумывают с ней слова и предложения. Также, может быть реализована работа по задаванию педагогом вопросов по поводу этой буквы, ее признаков, использовании в словах и т.д.
- Поиск элементов букв. Предполагается написание пропущенных элементов в букве т.е. добавление этих элементов. Затем осуществляется правильное написание буквы повторно для закрепления письма.