Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теоретические основы и технологии начального математического образования

Целевое назначение формирования математических знаний

Замечание 1

Начальный курс математике в школе нацелен на создание теоретической базы и практического фундамента математических навыков для последующего усвоения дисциплины и практического применения математических знаний в бытовой и иных направлениях деятельности.

Программа обучения математике в начальной школе ориентирована на формирование у учащихся минимума математических знаний, который необходимо для интеллектуального развития ребенка, активизации его мыслительный процессов, выполнения разнообразных практических операций, решение реальных повседневных задач.

Даже, если математическая наука не будет изучаться ребенком расширенно в дальнейшем, т.е. она не потребуется в его профессиональной деятельности, изучение математики необходимо для общего развития ребенка и формирование его умений и навыков в иных направлениях деятельности. Изучение математики способствует:

  1. Формированию личностных свойств.
  2. Формированию интеллекта.
  3. Формированию культуры общения.
  4. Формированию эмоциональной сферы личности.
  5. Становлению психических процессов.
  6. Развитию памяти.
  7. Развитию речи.
  8. Развитию воображения и фантазии.
  9. Формированию логики и критического мышления.
  10. Формированию мировоззрения.
  11. Освоению способов познания действительности математическими методами.

Это все объясняет необходимость математики и знаний ее законов в жизнедеятельности любого человека.

Концептуальные основы начального математического образования

Концептуальные основы математического образования определяют функциональную роль математического обучения в начальной школе, которая сводится к выполнению данным образованием следующих функций:

  1. Реализация посредством изучения математики развивающего потенциала образования.
  2. Развивающая функция – общее интеллектуальное, психологическое, нравственное образование младшего школьника.
  3. Формирующая функция – формирование качеств мыслительной деятельности, позволяющих стать полноценным членом современного общества, функционировать в нем и приспосабливаться к его постоянно меняющимся условиям.
«Теоретические основы и технологии начального математического образования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Концепция начального математического образования базируется на разделении процесса обучения на определенные уровни т.е. его дифференциация, исходя их потребностей и способностей учащихся. Это отвечает современным теориям педагогики и психологии. Дифференцированное обучение выступает основой развивающего обучения.

Концептуальной основой начального образования становится системно-деятельностный подход. Он представляет собой обучение на основе применения интегрированных приемов, методов и технологий и сотруднической системы взаимоотношений между педагогом и учащимися.

Математическое образование, в данном случае, является целостной педагогической системой, состоящей из целей, задач, содержания, методов, форм и технологий математического обучения в начальной школе, ориентированной на всестороннее развитие личности учащегося, создание условий для саморазвития, самообучения и самореализации ребенка младшего школьного возраста.

Математическое образование выступает, как разновидность деятельности, которая ориентирована на развитие учащегося и реализуется, исходя из его потребностей, способностей, индивидуальных особенностей. Такая деятельность носит осознанный характер и не может быть реализована по принуждению. К деятельности и ее осознанию необходимо мотивировать.

Содержание начального курса математического образования

Начальное математическое образование реализуется по следующим направлениям:

  1. Освоение арифметических действий. Учащиеся осваивают сложение, вычитание и умножение чисел. Происходит знакомство с целыми неотрицательными числами и совершение с ними арифметических операций. Также, развиваются представления о величинах, способах их измерения, дробях и операциях с ними.
  2. Освоение натуральных чисел. Натуральные числа рассматриваются, как объекты, с которыми совершаются арифметические операции, а также, изучается количественное и порядковое значение натурального числа.
  3. Изучение цифры 0. Ноль рассматривается в качестве количественного представления класса пустых множеств. Он выступает, как точка начального отсчета или обозначает отсутствие единиц или множеств.
  4. Изучение свойств арифметических действий. Происходит знакомство со сложением и вычитанием числа из суммы или наоборот, умножения и деления чисел на суммы или суммы на число.
  5. Упражнения для развития навыков вычисления. Происходит выполнение примеров, решение задач и заполнение таблиц происходит освоение навыков математического вычисления.
  6. Освоение отдельных элементов алгебры и геометрии: равенства, неравенства, уравнения, переменные, понятие прямой, кривой, многоугольника, треугольника, круга и др.
  7. Знакомство с величинами и их измерением. Развиваются представления о длине, массе, времени, скорости, количестве. С величинами реализуются разнообразные операции: измерение длины, определение скорости и массы и т.д.
  8. Решение задач. Задачи необходимы для закрепления теоретического материала и формирование практических математических навыков в совершении арифметических действий, операций с величинами. Задачи позволяют связать математику с реальной жизнью и формируют навыки применения математики в быту.

Методы изучения математики в начальной школе

Обучение математике в начальной школе реализуется за счет применения следующих методов:

  • Метод математических моделей. Он предполагает описание разнообразных процессов, объектов и явлений математическим языком. Математика и ее методы используются для решения практических задач;
  • Метод сравнения. Он позволяет выявлять сходства и различия объектов и процессов;
  • Метод наблюдения. Метод позволяет познавать процессы на основе наблюдения за их ходом;
  • Метод обобщения – выделение у объекта или процесса важных, значимых признаков, качеств;
  • Метод абстрагирования – отделение значимых признаков объекта от иных незначимых с их отбрасыванием при рассмотрении того или иного процесса.
Замечание 2

Метод обобщения и абстрагирования, как правило, применяются комплексно.

Дата последнего обновления статьи: 25.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot