Сущность и предмет лингводидактики
Лингводидактика – это прикладная лингвистическая дисциплина, которая изучает всевозможные аспекты обучения иностранному языку, а также усвоения иностранного языка.
Теоретическая основа обучения языку, развитию реи и речевому общению дошкольников – это результаты исследований, которые были проведены в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН.
Общеизвестно, что дети, не имея специального образования, с самых ранних лет интересуются языковой действительностью, создавая новые слова и ориентируясь в своей речи на смысловую, а также грамматическую стороны языка. Но стихийное языковое и речевое развитие может помочь лишь немногим достичь высокого уровня, в связи с чем необходимо целенаправленно обучать детей языку, речи и речевому общению.
В классической и современной лингводидактике степень развития языка и речи – один из показателей когнитивного развития детей, однако в практической деятельности педагогов ДОУ потенциальные возможности детей не используют.
Речевой опыт ребенка затрагивает в первую очередь практическое овладение языком, также эмпирические обобщения над языком, которые были получены носителем, вне зависимости от специальных знаний о языке.
Дошкольный возраст выступает периодом активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон его речи – фонетической, лексической и грамматической.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве – необходимое условие решения задания умственного и эстетического воспитания детей в максимально сензитивном периоде развития. Чем раньше начинается обучение родному языку, тем более свободно ребенок будет его использовать в дальнейшей жизни.
Природа языковых потребностей и развитие речевой деятельности могут быть выражены следующими положениями:
- развитие речи ребенка в процессе генерализации, то есть обобщения языковых явлений, восприятие речи взрослых и собственной речевой активности;
- язык и речь – своего рода «узел», в который вплетены разные линии психического развития – развитие мышления, воображение, память и эмоции;
- ведущее направление в обучении родному языку – формирование языковых обобщений и элементарное осознание языковых явлений и речи.
Языковые способности
Языковые способности обычно рассматриваются в качестве индивидуально-психологических особенностей личности, способствующих быстрому и прочному овладению языком.
Языковой способностью называется прижизненное, онтогенетическое образование, ведущая роль в формировании и развитии которого принадлежит среде, обучению и воспитанию, а природная предпосылка этого – наличие задатков, анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы. Языковая способность обладает многокомпонентной структурой, вбирающей в себя интеллектуальный и специальный компоненты, ядро которых – чувство языка и языковая интуиция.
Языковая способность личности также обладает логико-языковыми и творческими компонентами, обуславливающими умение ребенка совершать логико-языковые и творческие операции с языковым материалом.
К практическим аспектам реализации коммуникативно-развивающей технологии в лингводидактике, в качестве базовых, принят ряд структурных компонентов языкового образования детей дошкольников:
- языковая система – совокупность практических знаний, касающихся языка в форме понятий, сведений, правил, которые формируются на основании знаний языковых умений: фонетических, словообразовательных, грамматических и пр.;
- речевая деятельность в качестве реализации языка, включая слушание, говорение, чтение, письмо;
- речевые произведения, используемые педагогами при обучении языку и развитию речи как дидактического материала, и являются текстами-образцами определенного типа и стиля речи;
- способы деятельности, которые обеспечиваются усвоением детьми системы языка и формированием языковых, речевых и общепознавательных умений;
- культура речевого поведения;
- культура народа носителя русского языка.
Лексические и грамматические особенности слов могут быть реализованы через разнообразные ситуации и блоки.
Блок – это тема, которая рассчитана на 1-2 недели, и проходит сквозь все режимные процессы и занятия.
Коммуникативно-деятельностная технология лингводидактики выстраивается на материале бытовых тем или блоков:
- знакомство;
- семья;
- вежливые слова.
Коммуникативно-деятельностная технология основывается на блочной системе планирования, для детей, которые учатся в условиях полилингвизма, в конце года ожидаются следующие культурологические результаты. Происходит усвоение детьми:
- этнокультурных особенностей наименований верхней одежды;
- национального колорита цветовых прилагательных;
- национально-культурной символики наименований флоры и фауны;
- национальной кухни;
- наименований национальной посуды;
- национально-культурных особенностей восприятия времен года.
Коммуникативно-деятельностной технологий не ставится основополагающая цель изучать грамматику, то есть язык как систему, но в процессе изучения ситуативных тем предоставляют определенные сведения по грамматике родного языка, например, отличительные особенности родного русского языка от украинского.
В младшем дошкольном возрасте также привлекает внимание контрастность речевого развития детей на родном языке. Это объясняется качественными характеристиками социальной среды развития каждого ребенка и имеющимся у него коммуникативным багажом. Если ребенок в семье единственный, то часто его коммуникативный опыт и качественные характеристики крайне ограничены. Это можно в полной мере отнести к уровню развития речи. Разница в коммуникативном и речевом развитии обнаруживается детьми из полных и неполных семей, так, детей из неполных семей отличают отставание в коммуникативном и речевом развитии.