Цели и задачи работы классного руководителя
Классный руководитель – это школьный педагог, который выполняет функцию организатора жизни детей, направленную на то, чтобы сохранить, укрепить и развить взаимопонимание учеников, их родителей, учителей и других участников образовательной деятельности.
Цели и задачи воспитательной деятельности классного руководителя с использованием КТД заключаются в создании личности, которая может принимать решения в ситуации морального выбора, нести за них ответственность перед собой и всем обществом. В связи с этим, к целям воспитательной деятельности классного руководителя относят следующие задачи:
Сформировать коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников:
- личностные – реализация в рамках ценностно-смысловой ориентации учеников;
- регулятивные – реализация на целеполагании, планировании, прогнозировании результатов, контроле и коррекции, оценке уровня усвоение;
- познавательные – реализация на основании формулировки проблем и самостоятельном создании методов решения творческих и поисковых проблем;
- коммуникативные – реализация на основании интеграции в группу ровесников и продуктивном взаимодействии.
Организовать разнообразные эмоциональные творческие, а также личностно и социально значимые типы деятельности детей в классе в качестве модели будущей достойной жизни;
Создать условия для самореализации, самоутверждения и самореабилитации каждого воспитанников внутри коллектива;
Создать благоприятный эмоциональный климат в коллективе и условия защищенности каждого ребенка;
Сформировать оптимистическое восприятие мира, научить на собственном примере радостно проживать каждую минуту, помогать с саморегуляцией, самореализацией, самовосстановлением и самореабилитацией;
Сформировать социальную и коммуникативную компетентность, межличностные отношения, навыки общения и групповой работы;
Выявить потенциальных лидеров.
Деятельность классного руководителя
Воспитание детей в современной школе отдано под руководство педагога в должности классного руководителя.
Классный руководитель таким образом является центральным звеном воспитательной деятельности. Классные руководители назначаются директорами школ из числа наиболее опытных и авторитетных учителей. На него возлагают ответственность за организацию жизни детей, формирование коллектива, а также учебно-воспитательную работу в классе.
Все основные обязанности классных руководителей закреплены в Уставе школы.
Воспитательная деятельность классного руководителя отличается сложностью и многогранностью. Он проводит воспитательную работу с коллективом учащихся, родителями и общественностью. Задачи его воспитательной деятельность определяют общие задачи воспитания и конкретные условия жизни класса. На разных ступенях развития классного коллектива классный руководитель может выдвигать конкретные воспитательные задачи, а базируясь на ученическом коллективе, проводят разную воспитательную работу с классом и отдельными учащимися. Определяя эти задачи, он учитывает возраст учащихся, уровень их знаний и успеваемость, дисциплину в классе, наличие трудолюбия, коллективизма, сознание общественного долга.
Деятельность классного руководителя в том случае достигает своей цели и дает лучший результат, если ее проводят систематически.
Система работы классного руководителя – это совокупность взаимосвязанных воспитательных мероприятий, которые следуют из целей и задач воспитания.
Эта деятельность предполагает тщательный отбор посильных для усвоения учениками материалов, умелое использование эффективных средств и методов воздействия. К основным разделам деятельности классного руководителя относят:
- изучение учеников – классное руководство начинается со знакомства с классом и каждым ребенком. В результате формируются оптимальные условия, позволяющие организовать воспитательную работу, осуществлять индивидуальный подход;
- организация и воспитание классного коллектива – основной, ведущий раздел работы классного руководителя. Объединение учеников в единый дружный и целеустремленный коллектив – цель классного руководителя, это помогает успешно решать учебно-воспитательные задачи;
- повышение качества знаний и укрепление дисциплины – высокий уровень знаний и сознательная дисциплина являются важнейшими показателями правильной организации учебно-воспитательной деятельности. Классный руководитель заботится о повышении качества знаний учеников, стремясь предупреждать отставание отдельных детей и оставление учеников на второй год;
- организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной деятельности – воспитание на уроках и в процессе обучения активно дополняет внеурочная воспитательная деятельность. В организации внеурочной работы обычно сочетается два ее основных направления – идейно-воспитательная работа и организация практических дел учащихся;
- координация воспитательной деятельности учителей – классный руководитель координирует и направляет воспитательную работу учителей своего класса. Совместно учителя формируют мировоззрение детей, развивают их познавательные интересы и способности. Классные руководители обеспечивают тесное сотрудничество с учителями, работающими в классе, добиваясь единства требований и педагогических воздействий;
- работа с родителями учеников – каждый классный руководитель поддерживает тесный контакт с родителями учеников своего класса. Они информируют родителей об учебной работе и поведении детей, намечая пути совместной работы, направленной на их воспитание.