Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Технология свободного труда С. Френе

Замечание 1

Селестен Френе (1896 -1966) – знаменитый французский педагог. Френе был организатором экспериментальных начальных школ во Франции, так же он занимал должность редактора журналов «Воспитатель» и «Детское искусство».

Френе считал, что в основе воспитания должно лежать достоинство личности, педагог и ученик должны взаимно уважать друг друга. В число его заслуг так же входит разработка инвариантов, которым необходимо следовать при воспитании человека. В число его знаменитых трудов входят:

Основные идеи технологии свободного труда

По С. Френе обучение является естественным процессом, который происходит согласно развитию человека. При обучении должны в обязательном порядке учитываться возраст детей их индивидуальные предрасположенности.

Главное в учебно-воспитательном процессе это отношения между ребёнком и ценностями в его сознании. Кроме того, важным является общественно-полезный труд на всех тапах процесса обучения. Большой вклад в развитие детей вносит школьное самоуправление, которому в процессе воспитания уделяется большое значение. В школе происходит активация эмоциональной и интеллектуальной деятельности ребёнка. Учителя прибегают к использованию современных новых средств обучения и воспитания.

Человеческое развитие является цикличным, оно представляет собой три цикла по 7 лет, конечными точками которых являются: 7, 14 и 21 год. Каждый цикл имеет ряд своих собственных особенностей. Например, во время первого цикла ребёнок в качестве основы своего обучения имеет подражание, во втором цикле обучение происходит благодаря предметно-образной деятельности, в третьем цикле у человека происходит формирование абстрактного мышления.

В основную задачу школы по мнению С. Френе входит развивать ребенка физически, душевно и духовно. Задача эта должна воплощаться во всех элементах школьной системы. Следует отметить, что особое значение придается выразительным методам обучения и воспитания, например, обучение художественной деятельности, вальдорфской гимнастике. В школе так же делался акцент на дополнительное просвещение, например, посещение музеев, театров, экскурсий и так далее. В задачу педагога входило объяснение того, как один предмет связан с другим, как информация, которую дети получают в школе поможет им в реальной жизни. И несомненного большой приоритет отдавался трудовому воспитанию, например, переплетное дело, прикладное искусство, бытовой труд. Особое значение придавалось школьной типографии. По мнению С. Френе, в процессе работы с печатным станком приобретаются навыки ручного труда, происходит отработка координации, развиваются внимание, память, улучшается грамотность.

«Технология свободного труда С. Френе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Дети могли писать небольшие сочинения в которых они делились случаями из своей жизни и своими мыслями. Затем самые интересные работы педагог выносил на обсуждение, совместно тексты корректировались, затем печатались и отдавались ученику. Ученик складывал их в специальную папку, использовал в дальнейшем как учебный материал.

Основные принципы преобразования

В новой школе С. Френе имеется ряд специфических принципов преобразования. Прежде всего школа должна быть ориентирован на ученика. Традиционная школа ставила перед собой ориентир в виде предмета и образовательной программы. Физический и уметённый труд ученика, какие предметы он должен изучать, чем он долен заниматься определяется исходя из его потребностей.

Во-вторых, у ребенка должна быть возможность самостоятельно строить свою личность, учитель, в свою очередь, должен только помогать ребенку в этом деле. Главным по С. Френе в развитии ребенка является:

  • здоровье ребенка
  • желание учиться
  • развитие творческого потенциала
  • среда для воспитания ребёнка
  • оборудование, ТС для всестороннего образовательного процесса
Замечание 2

По мнению С. Френе «школа будущего - это школа труда». Труд – это главный принцип, движущая сила. Именно он даст ученикам необходимые знания и навыки.

В школе должна быть разумная дисциплина, которая является следствием правильной организации трудовой деятельности. Этот принцип предполагает порядок в процессе обучения и труда, что повышает эффективность работы.

Новая школа отвергала пассивное и формальное получение знаний. Ребенок будут развиваться при помощи созидательной деятельности.

Для того что бы все эти изменения стали реальными необходима опора на семейные традиции и принципы.

Особенности организации

Школа С. Френе имеет ряд специфических черт. В его школе отсутствует обучение, в место этого дети решают поставленные задачи, проблемы, экспериментируют, анализируют, сравнивают. Так же отсутствует домашнее задание, но перед учениками ставятся задачи, на которые они могут найти ответ дома, на улице, в школе. Нет привычной системы уроков от звонка до звонка. В школе детям не ставятся отметки, но достижения детей оцениваются как педагогами, так и одноклассниками. Общая программа обучения заменена на групповые и индивидуальные планы.

В школах С. Френе нет традиционного понятие учитель, учитель является организатором общего дела, которое осуществляется вместе с детьми. Отсутствует понятие назидательной дисциплины, дети сани понимают необходимость личной и коллективной безопасности. Класс в традиционном понятие так же отсутствует, его заменяет детско-взрослая общность.

Особенности методики

Особенности методики представлены в следующих концептах:

  • метод проектов
  • самоуправление
  • культ информации
  • планирование
  • культ труда
  • культ здоровья

Метод проектов предполагал, что группа учащихся выстраивает проекты, которые затем обсуждаются и принимаются. Проект может быть необычным настолько на сколько это возможно, педагог может вмешаться в этот процесс лишь в том случает если проект будет нарушать чьи-то свободы. В процессе выполнения некого проекта один ученик может выступать в роли учителя для других. Дети открыто общаются, взаимодействуют. В школах С. Френе в детях поощряли желание к сотрудничеству.

Самоуправление в школах С. Френе заключалось в том, что ученики создавали кооператив, во главе которого должен был находиться выборный совет, в его задачу входило руководить самообразованием учеников.

В школах С. Френе существовал культ информации. Считалось что обладать информацией важно, но еще важнее знать каким способом эту информацию можно получить. Личность ученика находит свое самовыражение так же через информацию (типографическая работа).

В школе С. Френе отсутствовали учебники в традиционном представлении. Вместо них использовались карточки, на которых была представлена часть информации, задание или контрольные вопросы. Ученик, выбирая несколько карточек составлял таким образом свой индивидуальный план обучения. Учитель помогал ученику составить программу и помогал осуществлять контроль над деятельностью.

В школах С. Френе существовал культ труда. В школах были предусмотрены различные виды работы, например, работа в саду, в мастерских. Каждый ученик заполнял четыре колонки общего листа-газеты: «Я сделал», «Я хотел бы», «Я хвалю», «Я критикую».

Культ здоровья так же является неотъемлемой частью школы С. Френе. Забота о здоровье учеников предполагала регулярные физические упражнения, вегетарианство, натуральную медицину.

Замечание 3

Сегодня технологию свободного труда С. Френе применяют во многих школах Франции. В России также есть последователи его идей.

Дата последнего обновления статьи: 18.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot