Технология развития критического мышления – это методы и приемы, ориентированные на формирование навыков мыслительной работы (планирование, прогнозирование, самооценка, саморегуляция), требующихся для реализации жизнедеятельности любого индивида.
Критическое мышление – это соотнесение своих знаний с теми обстоятельствами внешнего мира, которые требуют принятия конкретного решения и активных действий.
Такое мышление помогает ориентироваться в огромных объемах информационных ресурсов и действовать в соответствии с конкретной информацией.
Развитие критического мышления очень важно для любого человеку, поскольку, оно является фундаментом развития творческого потенциала личности. Критическое и творческое мышление формируются параллельно: во взаимосвязи и взаимодействии.
Стадии формирования критического мышления
Развитие критического мышления реализуется посредством применения специальной технологии. Она ориентирована на выработку у учащихся следующих навыков:
- Рефлексии – умения адекватно оценивать себя, свои действия и поступки.
- Изобретательности –умения делать оптимальный выбор из множества вариантов и принимать решение в пользу конкретного.
- Ответственности – умения отвечать за свои поступки и принятые решения.
- Автономности – умения принятия себя, своего «Я» и действовать в соответствии со своими убеждениями, взглядами, целями и потребностями, даже, если это расходится с мнением большинства.
- Бытийности – умения и желания искать смысл жизни, осознавать ее устройство
Данные навыки критического мышления формируются поэтапно. Выделяют следующие этапы в данной технологии:
- Вызов. Стадия прослушивания, восприятия и обсуждения информации. Педагог дает учащимся новую информацию и стремится активизировать их знания и умения, которые уже есть у них по данной теме или направлению деятельности. Таким образом происходит мотивирование учащихся к дальнейшей деятельности. Они вспоминают, все, что им известно по данному вопросу, теме, развивают ее совместным обсуждением, задачей вопросов. Информацию можно записать, составить таблицы или графики данных, сформулировать гипотезы и построить логические цепочки. В это время происходит включение учащихся в работу. Без него дальнейшая деятельность окажется просто бессмысленной. К работе необходимо привлечь, мотивировать. Для этого используются различные приемы, позволяющие заинтересовать учащихся, активизировать их мыслительную работу.
- Осмысление содержания. Получение новых информационных данных. Педагог дает учащимся новую информацию, которая продолжает развитие исследуемой темы. Это необходимо для того, чтобы учащиеся не потеряли интерес к данной проблеме и продолжили ее дальнейшее исследование. Учащиеся читаю, слушают новую информацию, стремясь ее осмыслить и осознать. Для этого, делаются какие-то пометки, записи, задаются дополнительные вопросы. Здесь требуется направить восприятие учащихся в нужное русло. Необходимо сделать так, чтобы учащиеся максимально хорошо усвоили информацию.
- Этап рефлексии. Здесь происходит творческая работа с информационными данными. Педагог дает задания творческого характера, которые необходимо выполнить учащимся. Они же, производят анализ информации, рассматривают данные, которые они знали до этого, сопоставляют их с новой информацией, формулируют гипотезы и проверяют их достоверность. Происходит выявление причинно-следственных связей между объектами или ситуациями, заполняются таблицы, делаются графики. Может быть организована дискуссия по конкретному вопросу или сформировано коллективное обсуждение. Задания, по конкретной теме, могут быть представлены в виде творческих работ. На этой стадии, происходит отброс учащимися той информации, которая им неинтересна, которая их не увлекла. Запоминается только актуальная информация. В этом и состоит целевое назначение реализации технологии развития критического мышления.
Рисунок 1.
Методы и приемы технологии развития критического мышления
Для развития критического мышления на каждой стадии ее реализации применяются разнообразные методы. К наиболее продуктивным относятся следующие:
- Метод мозгового штурма. Данный метод применяется в разнообразных направлениях обучения. В данном случае, он ориентирован совместное обсуждение, имеющейся проблемы, информации по ней для нахождения какого-то решения. Метод способствует тренировке мозга для активизации мыслительной работы;
- Метод кластеров. Он предполагает построение графиков, систематизирующих информационные данные. Графики демонстрируют связи между рассматриваемыми объектами, процессами или явлениями. Проблема записывается в центре листа, а вокруг нее делаются записи: гипотезы, имеющиеся данные по ней, идеи, предположения. Между ними рисуются связи;
- Прием инсерт. Данный прием позволяет обозначить информацию, текстовые данные значками т.е. выделить основную мысль, проблему, противоречивые и значимыми сведения и т.д.;
- Метод дискуссии. Без коллективного обсуждения, порой, очень сложно принять конкретное решение. Один учащийся может что-то пропустить, не уловить суть проблемы. Тогда, на помощь приходит коллективное обсуждение вопроса. В его ходе, необходимо вести краткий конспект идей, теорий, аргументов. Это расширяет горизонты представлений по исследуемой проблеме;
- Прием незаконченных предложений. Данный прием актуально использовать на этапе рефлексии. Такие предложения позволяют уловить логику события, натолкнуть мысль учащихся на верное направление. Предложения могут иметь следующий вид: «…если бы я не знал, как найти периметр прямоугольника, то…»;
- Метод "корзина идей". Данный метод актуально использовать на начальной стадии занятия, когда учащиеся разбирают новую тему. Педагог озвучивает тему и ее ключевые понятия и выясняет, что учащиеся знают по ней – им необходимо записать все ассоциации по данному направлению.