Сущность технологии раннего и интенсивного обучения грамоте Зайцева
Николай Александрович Зайцев – академик Академии творческой педагогики, педагог-новатор, автор ряда образовательных технологий, в основе которых лежит принципиально новый подход к обучению детей грамоте и обеспечению высоких результатов данного обучения.
За 30 лет целенаправленной творческой работы Н.А. Зайцев разработал, внедрил и апробировал комплекс оригинальных методических приемов обучения детей. Все технологии и методики Н.А. Зайцева основаны на исследованиях классиков отечественной науки о человеке, таких как И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев и т.д.
Сущность технологии раненного интенсивного обучения грамоте Н.А. Зайцева основана на природосообразности развития ребенка, его отношение к различным видам деятельности в различные возрастные периоды. Технология Н.А. Зайцева направлена на всестороннюю активизацию познавательной силы и мощности детского мозга. По мнению Н.А. Зайцева абстрактно-логическая неразвитость детского мозга компенсируются невиданной силой восприятия импульсов, которые идут от тактильности, слуха, обоняния, зрения, интуиции.
Абстрактно-логическое речевое отражение ребенком окружающего его мира – это лишь небольшая часть возможностей его интеллекта. Важно использовать данные возможности по максимуму.
Классификационные параметры и целевые ориентиры технологии
Основными классификационными параметрами технологии Н.А. Зайцева являются:
- частно-предметный уровень применения;
- социогенный фактор развития;
- ассоциативно-рефлекторная концепция усвоения;
- основная ориентация на такие личностные структуры как ЗУН и СУД;
- обучающий, светский, общеобразовательный характер содержания, с элементами монотехнологии.
- ведущий тип управления – система малых групп, с компонентами дифференциации и репетиторства;
- классно-урочная и дифференцированно-индивидуальные формы обучения;
- основной подход к ребенку (учащемуся) – сотрудничество;
- преобладают объяснительно-иллюстративный и игровой методы обучения;
- альтернативное и природосообразное направления модернизации обучения;
- допустимо использование у всех категорий обучающихся.
Ведущими целевыми ориентациями технологии являются:
- Обучение ребенку чтению счету в пределах 100 к пяти годам жизни.
- Становление разговорной речи и процесс обучения чтению должны осуществляться параллельно дополняя и помогаю друг другу.
- Отказ от фонемного принципа обучения чтению и переход к складовому.
- Обучение соединения посредством пения.
- Основной путь к чтению лежит через письмо.
- В процессе работы с ребенком использовать все виды памяти (звуковая, цветовая, объемная, моторная и кинестетическая).
- Использование максимальной наглядности, осуществление восприятия всеми органами чувств.
- В процессе обучения не использовать названия букв и каких-либо терминов.
Особенности содержания и методики технологии
Особенность содержания технологии заключается в том, что весь процесс обучения осуществляется по специально разработанным Н.А. Зайцевым кубикам (кубики Зайцева) и таблицам, сопровождающимся методическим руководством для взрослого (педагога).
Кубики Зайцева различаются по:
- цвету (12 цветовых признаков);
- объему;
- звучанию наполнителя;
- вибрации наполнителя;
- весу;
- сочетанию признаков.
Склад, по мнению Зайцева – это «осознанное мускульное усилие речевого аппарата».
Склад – это каждая отдельная пара букв, гласная с согласной, согласная со знаками (Ь или Ъ).
Все склады находятся в таблицах, где они сопоставлены и соотнесены по глухости, твердости, мягкости и звонкости, а также на гранях кубиков. Каждому кубику соответствует конкретный столбец таблицы.
Работа по технологии Н.А. Зайцева предполагает несколько последовательных этапов.
Подготовительный (первоначальный) этап (1 неделя) – осуществляется привлечение ребенка к кубикам и таблицам. В том случае, если кубики сборные, то их собирают совместно с ребенком. Подготавливается место последующей работы. Важно делать все это вместе с ребенком, чтобы вызвать у него интерес и желание поскорее приступить к изучению.
Основной этап. Цели:
- научить детей складывать из кубиков слова и читать их;
- понимать и чувствовать длину слов;
- оперировать необходимыми понятиями (ударение, заглавная буква и т.д.).
Так как все кубики отличаются не только по написанным на них буквам и слогам, но и по весу, цвету и звуку, это дает возможность детям их быстро запомнить, а особенно запомнить склады. При работе с таблицами детей учат пропевать и ритмично проговаривать склады. Особенность работы на данном этапе предусматривает многонациональность страны и наличие двуязычно-говорящих детей (тувинцы, татары, хакасы и т.д.). В национальных классах при организации технологии обучения чтению и грамоте по Н.А. Зайцеву, необходимо параллельно с уроками русского языка проводить аналогичной направленности уроки национального языка (чтение и грамота). Это способствует осуществлению работы на максимально интенсивном уровне.
Практический этап.
Цель: обучение детей сложению из кубиков коротких фраз и предложений.
На данном этапе должны не просто складывать фразы и предложения, но и уметь их читать и понимать смысл прочитанного. При прочтении предложения ребенок также должен уметь дать понятие заглавной букве, запятой, точке и т.д., показать их в предложении, обозначить их значение в чтении и письме.
Помимо работы с кубиками, на практическом этапе, детей учат писать буквы. Эта работа способствует не только лучшему усвоению чтения и письма, но и направлена на развитие мелкой моторики.
В настоящее время технология Н.А. Зайцева используется не только с целью обучения грамоте, но и в работе с детьми, имеющими речевые отклонения. Практика применения технологии Н.А. Зайцева с такими детьми показала высокие коррекционные результаты.