Цель и принципы технологии проектного обучения
Технология проектного обучения – один из способов организации эффективного образовательного процесса, основанного на личностной ориентации и направленного на формирование у учащихся таких качеств как самостоятельность, инициативность и способности к творчеству.
Даная технология предусматривает поэтапную организацию образовательного проекта.
Основной целью технологии проектного обучения является создание эффективных условий обучения.
Эффективность технологии проектного обучения основана на том, что:
- Учащиеся мотивированы на самостоятельный поиск и обработку необходимой учебной информации.
- Учащиеся умеют самостоятельно применять теоретические знания на практике.
- Учащиеся обладают навыками взаимодействия друг с другом в процессе образовательной деятельности.
- Учащиеся обладают навыками самостоятельной исследовательской деятельности.
- У учащихся развито системное мышление.
Принципами технологии проектного обучения является то, что:
- Основой процесса обучения является учащийся и его творческие способности.
- Учебный процесс организуется исходя из того, чтобы он был в первую очередь интересен учащимся, способствовал развитию их творческих способностей.
- Индивидуальный подход к каждому учащемуся позволяет не только усваивать учебную информацию на доступном уровне, но и с такой скоростью, при которой не происходит перегрузки ребенка.
- Комплексный подход к воспитанию и обучению, способствует обеспечению гармоничного развития личности каждого учащегося, формирование психических и физиологических качеств.
- Универсальность теории, которая может быть использована в любых учебных и жизненных ситуациях.
Структура образовательного процесса, организованного по технологии проектного обучения
Структура образовательного процесса с использованием технологии проектного обучения включает в себя следующие составляющие.
Подготовка к процессу обучения, состоит из нескольких этапов:
- Выбор темы учебного занятия. Педагогу необходимо подготовить список интересных и актуальных тем. Учащиеся выбирают из списка тему, которая им больше понравилась. Допускается обсуждение тем или предложение собственной.
- Процесс расчленения выбранной темы на несколько подтем. Педагог так же составляет список подтем, а обучающиеся выбирают тот вариант, который им больше нравится. Так же допускается обсуждение и предложение собственного деления темы на подтемы.
- Деление класса на группы в соответствии с подтемами. Деление осуществляется учащимися самостоятельно, но за педагогом остается право на корректировку.
- Техническое и методическое оснащение реализуемого проекта. Осуществляется посредством постановки важных вопросов, сбора необходимой учебной и методической литературы. Основная работа выполняется педагогом, но и учащиеся при желании могут принять участие.
- Принятие решение по поводу оформления итогов проекта. Данная работа может быть осуществлена как педагогом, так и учащимися. Одними из наиболее распространенных и чаще всего используемых методов оформления итогов являются альбомы или медиаматериалы.
Непосредственная разработка проекта – осуществляется педагогом и учащимися. Перед каждой из сторон стоят свои задачи.
Преподавателю необходимо:
- осуществлять профессиональное консультирование учащихся при необходимости;
- осуществлять координацию их действий в процессе выполнения проекта;
- мотивация учащихся на участие в проекте.
Основная задача учащихся на данном этапе – осуществление активной учебной деятельности.
Оформление итогов – подведение итогов проведенного проекта. Итоги подводятся как в группах, так и во общем по классу.
Презентация – показ итогов проделанной работы в виде выставки, презентации и т.д. для учащихся других классов, педагогов, родителей.
Рефлексия – осуществление самоанализа проделанной работы. Проводится как педагогом, так и самими учащимися. Каждый выставляет оценку себе и членам своей группы, после происходит сравнение оценок, обсуждение и анализ.
Важное значение, при организации проектного обучения, имеет правильность оценки полученных результатов. Принято выделять следующие критерии оценок:
- установление достигнута или нет цель реализованного проекта;
- установление достижения целей вне рамок проекта.
В том случае, если установлено, что цели в рамках проекта достигнуты в полном объеме, то цели вне рамок так же считаются достигнутыми, а у учащихся отмечается повышение уровня способностей и мотивации на учебную деятельность.
Классификация технологий проектного обучения
Классификация проектов:
- Исследовательские проекты – основаны на решении и достижении определенной цели посредством исследования проблемы. Создаются по типу реалистичных исследований, имеют строгую структуру.
- Информационные проекты – по своему содержательному наполнению и применению в учебном процессе являются частью исследовательского проекта.
- Творческие проекты – не имеют строгой структуры строения. Основная цель развитие творческих способностей ребенка.
- Социально-ориентированные – несут в себе теоретическую и практическую значимость для общества.
Проекты можно разделить и по другим критериям:
По продолжительности:
- краткосрочные (на 1-2 занятия);
- среднесрочные (изучение 1-2 тем);
- долгосрочные (осуществляют во внеурочное время).
По интеграции:
- проекты, основанные на информации взятой только с одного учебного предмета или дисциплины;
- проекты, включающие в себя информацию одновременно нескольких учебных дисциплин.
По числу участников проекта:
- индивидуальные, проект выполняется одни учащимся;
- групповые, над проектом работает группы учащихся;
- коллективные, над проектом работает весь класс.
Технология проектного обучения не популярна, так как при ней у учеников нет последовательности и структурности в обучении. Однако в последнее время к ней стали возвращаться, конечно же, с изменениями.