Суть технологии полного усвоения
Всем известно, что предлагаемый всем ученикам материал усваивается ими по-разному, в связи с чем возникает разброс оценок успеваемости. Главной задачей обучения становится реализация технологии полного усвоения материала для обеспечения успешного обучения всех детей в классе.
Основой модели полного усвоения выступают идеи, которые выдвинули американские психологи Дж. Кэрролл и Б. С. Блум. Они основывались на нескольких предпосылках. Обычно разброс успеваемости объясняют соответствующим разбросом способностей к обучению. Но Дж. Кэрролл обратил внимание не то, что в традиционном учебном процессе всегда унифицируются параметры условий обучения, то есть одинаковое учебное время, способ предоставления информация и т. д. Единственный не фиксированный показатель - результат обучения, которому характерен существенный разброс. Дж. Кэрролл внес предложение сделать фиксированным именно этот параметр, тогда все остальные параметры обучения будут изменяемыми, с целью подстраивания под обеспечение достижения каждым учеником заранее заданных результатов.
Данный подход далее в своих работах развивал Б. С. Блум. Он предполагал, что результаты обучения ребенка определены его темпом учения не при фиксированных усредненных, а при оптимально подобранных именно для него условиях. Блум занимался изучением способностей учеников при обучении разным предметам в условиях, когда время на изучение материала не ограничено. Им были выявлены следующие категории учеников:
- малоспособные - примерно 5 %, которые не могут достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при достаточно большой длительности обучения;
- талантливые – примерно 5 %, которым часто по силам то, с чем не могут справиться другие дети, поэтому они могут обучаться в высоком темпе;
- обычные ученики – 90 %, чьи способности усваивать знания и умения определяются затратой учебного времени.
Эти данные стали основой предположения о том, что если правильно организовать обучение и особенно снять жесткие временные рамки, то 95 % учеников смогут полностью усвоить все содержимое обучения.
При реализации данного подхода на практике, Дж. Блоком и Л. Андерсон была разработана соответствующая общедидактическая система обучения по модели полного усвоения. Исходный момент в ней – общая установка, которой должен проникнуться педагог: все ученики имеют возможность полностью усвоить материал, задача учителя – правильно организовать учебный процесс, чтобы предоставить эту возможность детям.
Также технологией полного усвоения предполагается реорганизация традиционной классно-урочной системы, которая предоставляет всем учащимся одно и то же учебное время, содержание и условия труда, но на выходе имеет ряд неоднозначных результатов. Технологией полного усвоения задается единый для учеников фиксированный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, однако делает переменными для каждого методы, время, форму и условия работы.
Ключевое понятие данной технологии – критерий полного усвоения, то есть планируемый результат обучения, который должны достичь ученики. Этот эталон задан с использованием таксономии целей, то есть иерархически взаимосвязанной системы педагогических целей, которые разрабатываются для когнитивной, аффективной, а также психомоторной сфер.
Главным требованием к определению эталона выступают его операциональность и диагностичность. Иными словами, постановку цели необходимо довести до уровня однозначного понимания учителем и учениками планируемых показателей полного усвоения учебного содержания. Для этого цели формулируют посредством конкретных действий и операций, которые должны выполнять ученики, для подтверждения достижения эталона. Целями познавательной деятельности являются:
- знания – учащийся запоминает и воспроизводит конкретные учебные единицу, то есть термины, факты, понятия, принципы и процедуры;
- понимание – ученики преобразуют учебный материал из одной формы выражения в другую, интерпретируют и объясняют, кратко излагают, прогнозируют дальнейшее развитие событий и явлений;
- применение – ученики демонстрируют применение изученного материала в конкретных условиях и в новых ситуациях;
- анализ – ученики вычленяют отдельные части целого, выявляют взаимосвязь между ними, осознавая принципы построения целого;
- синтез – ученики проявляют умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной, например, писать творческие сочинения, предлагать план эксперимента, решение проблем;
- оценка – ученики оценивают значение учебного материала для конкретной рассматриваемой цели.
Подготовка учебного материала в соответствии с данной технологией заключается в выделении учебных единиц, фрагментов учебной информации, содержащих указание планируемых сроков изучения (неделя, урок и пр.). По каждой единице усвоения подготавливают контрольное задание по шкале «зачет – незачет». По всей теме определяют эталон ее полного усвоения.
Деятельность учителя в рамках каждой учебной единицы
Ориентация учеников имеет цель обеспечить мотивацию совместной работы класса и учителя на основании договорных начал и разъяснения основных принципов данной модели обучения. Так, оценка за усвоение темы, раздела или всего курса выставляется после проведения заключительной проверки по представленному ученикам эталону. Ученики, достигшие эталона, получают оценку «отлично». Если все ученики помогают друг другу, то отличный результат получит каждый из них. Каждый ученик получает необходимый объем помощи и разъяснений, поддержку.
При затруднениях, каждый ученик получает возможность выбрать альтернативные процедуры для их преодоления.
Деятельность учителя в рамках учебной единицы предполагает следующие шаги
- познакомить с учебными целями;
- предъявить общий план обучения;
- осуществлять процесс обучения, осуществляя традиционную подачу нового материала;
- организовать текущую проверку;
- оценивать текущие результаты и выявить учащихся, которые правильно или неправильно усвоили учебный элемент;
- осуществлять коррекционную работу с учениками, которые не достигли полного уровня усвоения, организовать малые подгруппы взаимопомощи;
- провести повторное тестирование учеников, которым оказывали помощь.
Аналогично проводят и работу по всем единицам усвоения, которая завершается итоговым тестом и оценкой усвоения материала в целом каждым учащимся.