Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем

Сущность технологии перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенковой)

Замечание 1

Софья Николаевна Лысенкова – педагог начальных классов средней общеобразовательной школы № 587 города Москвы. Народный учитель СССР. Вклад С. Н. Лысенковой в педагогику заключается в разрешении, казалось бы, неразрешимой задачи – одновременное и в тоже время эффективное обучение детей с разным уровнем развития, без организации дополнительных занятий, проведения каких-либо «педагогических» выравниваний и помощи со стороны родителей.

Сущность технологии С. Н. Лысенковой состоит в том, что она открыла уникальный феномен: «значительно уменьшает объективную трудность ряда программных вопросов их постепенное опережающее введение в учебный процесс».

Согласно данному феномену, процесс усвоения учебного материала по технологии С. Н. Лысенковой осуществляется в три этапа:

  1. Предварительное введение малых порций будущего учебного материала.
  2. Осуществление уточнения вновь вводимых понятий, их обобщение и постепенное введение в обиход учащихся.
  3. Развитие у учащихся беглости мыслительных процессов и их соотношение с учебными действиями.

Введение учебного материала осуществляется пробно-порциально, на опережающей основе, с последующим повторением понятий.

Замечание 2

Таким образом, технология предусматривает рассредоточенное освоение учебного материала и его постепенный перевод в долговременную память в виде знаний.

Классификационные параметры, целевые ориентиры и концептуальные положения технологии

Основные классификационные параметры технологии:

  • общепедагогический уровень применения;
  • гуманистическая философская основа;
  • социогенный фактор развития с возможным допущением психогенного и биогенного факторов;
«Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Ассоциативно-рефлекторная концепция усвоения с элементами поэтапной интериоризации:

  • основными ориентирами на личностные структуры учащихся являются информационная ЗУН и элементы операционной СУД;
  • обучающе-воспитательный, светский, технократический и общеобразовательный характер содержания;
  • основной тип управления – это система малых групп;
  • ведущие организационные формы обучения – классическая классно-урочная, содержащая элементы индивидуализации и дифференциации;
  • основные виды подхода к ребенку в процессе обучения – это партнерство и сотрудничество;
  • ведущие методы обучения – объяснительно-иллюстративный метод с элементами диалога;
  • ведущие направления модернизации процесса обучения – это эффективная организация и управление;
  • категория учащихся – массовая без элементов сегрегации.

Основные целевые ориентиры технологии:

  1. Успешное усвоение ЗУН.
  2. Ориентация учебного процесса на образовательные стандарты.
  3. Успешность обучения всех учащихся вне зависимости от их учебных возможностей.

Концептуальными положениями технологии являются:

  1. Педагогика сотрудничества, основанная на личностном подходе.
  2. Главным условием обучения является успешность детей в развитии.
  3. Создание благоприятной и психологически комфортной атмосферы в классе.
  4. Осуществление предупреждения совершения детьми ошибок, а не работа над ними в будущем.
  5. Последовательная и системная подача учебного материала.
  6. Осуществление дифференцированной доступности заданий для каждого учащегося.
  7. Постепенное приведение каждого ребенка к самостоятельности в обучении.
  8. Осуществление обучения «незнающего ученика через знающего ученика».

Особенности содержания и методики технологии

Особенность содержания технологии заключается в том, что она состоит из нескольких «китов».

Первый «кит» - это постепенное, опережающее введение будущего учебного материала небольшими порциями, усвоение понятийного аппарата и введение в обиход новых терминов.

Второй «кит» - это комментируемое управление учебным процессом. Представляет собой ответ с места о том, чем в данный момент занят учащийся, помогает поддерживать непрерывную связь с классом.

Впервые метод комментирования был введен в 60-е годы в лицеях. С. Н. Лысенкова несколько усовершенствовала данный метод, путем введения трех основных комментариев собственных действий: «думаю, говорю, записываю».

Комментированное управление способствует тому что:

  1. Слабые и средние учащиеся начинают «тянуться» за сильными учениками.
  2. Осуществляется развитие логики рассуждений, доказательности и самостоятельности мышления.

Третий «кит» - опорные схемы (опоры). Под опорами в технологии С.Н. Лысенковой понимаются выводы, которые формулируются непосредственно перед учащимися и оформляются в виде карточек, схем, чертежей, таблиц и т.д.

Важно, чтобы все созданные педагогом и детьми опорные схемы не просто висели на виду в классе, а постоянно включались в работу. Только в этом случае они будут выполнять свою основную задачу – помогать учиться легко.

В процессе ответа на вопрос учителя, учащийся может не просто опираться на схему, но и ссылаться на нее. Главное, чтобы его ответ был развернутым, педагог понимал, что ребенок не просто читает схему, а на ее основе формулирует ответ.

Преимущество опорных схем заключается еще и в том, что у детей начальных классов ведущим видом мышления является наглядно-образное. Тем самым при ответе по схеме ребенку не просто легче вспомнить учебный материал и воспроизвести его, но и создаются условия, исключающие возможность ошибиться, что придает учащемуся большую уверенность в себе.

Особенность методики технологии С.Н. Лысенковой вытекает из «китов»:

  1. Первый класс – без домашних заданий.
  2. Домашнее задание по новому учебному материалу необходимо давать только тогда, когда он понятен и доступен всем ученикам класса.
  3. Недопущение механического зазубривания правил и формул.
  4. Проведение дифференцированного опроса учащихся
  5. Воспитание в каждом ученике организованности
  6. Осуществление постоянного взаимодействия с родителями учащихся.
  7. Соблюдение преемственности между всеми годами обучения.
  8. Применение «китов» и приемов технологии только в рамках комплексного взаимодействия.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 06.05.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot