Сущность технологии перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенковой)
Софья Николаевна Лысенкова – педагог начальных классов средней общеобразовательной школы № 587 города Москвы. Народный учитель СССР. Вклад С. Н. Лысенковой в педагогику заключается в разрешении, казалось бы, неразрешимой задачи – одновременное и в тоже время эффективное обучение детей с разным уровнем развития, без организации дополнительных занятий, проведения каких-либо «педагогических» выравниваний и помощи со стороны родителей.
Сущность технологии С. Н. Лысенковой состоит в том, что она открыла уникальный феномен: «значительно уменьшает объективную трудность ряда программных вопросов их постепенное опережающее введение в учебный процесс».
Согласно данному феномену, процесс усвоения учебного материала по технологии С. Н. Лысенковой осуществляется в три этапа:
- Предварительное введение малых порций будущего учебного материала.
- Осуществление уточнения вновь вводимых понятий, их обобщение и постепенное введение в обиход учащихся.
- Развитие у учащихся беглости мыслительных процессов и их соотношение с учебными действиями.
Введение учебного материала осуществляется пробно-порциально, на опережающей основе, с последующим повторением понятий.
Таким образом, технология предусматривает рассредоточенное освоение учебного материала и его постепенный перевод в долговременную память в виде знаний.
Классификационные параметры, целевые ориентиры и концептуальные положения технологии
Основные классификационные параметры технологии:
- общепедагогический уровень применения;
- гуманистическая философская основа;
- социогенный фактор развития с возможным допущением психогенного и биогенного факторов;
Ассоциативно-рефлекторная концепция усвоения с элементами поэтапной интериоризации:
- основными ориентирами на личностные структуры учащихся являются информационная ЗУН и элементы операционной СУД;
- обучающе-воспитательный, светский, технократический и общеобразовательный характер содержания;
- основной тип управления – это система малых групп;
- ведущие организационные формы обучения – классическая классно-урочная, содержащая элементы индивидуализации и дифференциации;
- основные виды подхода к ребенку в процессе обучения – это партнерство и сотрудничество;
- ведущие методы обучения – объяснительно-иллюстративный метод с элементами диалога;
- ведущие направления модернизации процесса обучения – это эффективная организация и управление;
- категория учащихся – массовая без элементов сегрегации.
Основные целевые ориентиры технологии:
- Успешное усвоение ЗУН.
- Ориентация учебного процесса на образовательные стандарты.
- Успешность обучения всех учащихся вне зависимости от их учебных возможностей.
Концептуальными положениями технологии являются:
- Педагогика сотрудничества, основанная на личностном подходе.
- Главным условием обучения является успешность детей в развитии.
- Создание благоприятной и психологически комфортной атмосферы в классе.
- Осуществление предупреждения совершения детьми ошибок, а не работа над ними в будущем.
- Последовательная и системная подача учебного материала.
- Осуществление дифференцированной доступности заданий для каждого учащегося.
- Постепенное приведение каждого ребенка к самостоятельности в обучении.
- Осуществление обучения «незнающего ученика через знающего ученика».
Особенности содержания и методики технологии
Особенность содержания технологии заключается в том, что она состоит из нескольких «китов».
Первый «кит» - это постепенное, опережающее введение будущего учебного материала небольшими порциями, усвоение понятийного аппарата и введение в обиход новых терминов.
Второй «кит» - это комментируемое управление учебным процессом. Представляет собой ответ с места о том, чем в данный момент занят учащийся, помогает поддерживать непрерывную связь с классом.
Впервые метод комментирования был введен в 60-е годы в лицеях. С. Н. Лысенкова несколько усовершенствовала данный метод, путем введения трех основных комментариев собственных действий: «думаю, говорю, записываю».
Комментированное управление способствует тому что:
- Слабые и средние учащиеся начинают «тянуться» за сильными учениками.
- Осуществляется развитие логики рассуждений, доказательности и самостоятельности мышления.
Третий «кит» - опорные схемы (опоры). Под опорами в технологии С.Н. Лысенковой понимаются выводы, которые формулируются непосредственно перед учащимися и оформляются в виде карточек, схем, чертежей, таблиц и т.д.
Важно, чтобы все созданные педагогом и детьми опорные схемы не просто висели на виду в классе, а постоянно включались в работу. Только в этом случае они будут выполнять свою основную задачу – помогать учиться легко.
В процессе ответа на вопрос учителя, учащийся может не просто опираться на схему, но и ссылаться на нее. Главное, чтобы его ответ был развернутым, педагог понимал, что ребенок не просто читает схему, а на ее основе формулирует ответ.
Преимущество опорных схем заключается еще и в том, что у детей начальных классов ведущим видом мышления является наглядно-образное. Тем самым при ответе по схеме ребенку не просто легче вспомнить учебный материал и воспроизвести его, но и создаются условия, исключающие возможность ошибиться, что придает учащемуся большую уверенность в себе.
Особенность методики технологии С.Н. Лысенковой вытекает из «китов»:
- Первый класс – без домашних заданий.
- Домашнее задание по новому учебному материалу необходимо давать только тогда, когда он понятен и доступен всем ученикам класса.
- Недопущение механического зазубривания правил и формул.
- Проведение дифференцированного опроса учащихся
- Воспитание в каждом ученике организованности
- Осуществление постоянного взаимодействия с родителями учащихся.
- Соблюдение преемственности между всеми годами обучения.
- Применение «китов» и приемов технологии только в рамках комплексного взаимодействия.