Технология педагогической деятельности – это тщательно разработанная модель организации педагогического процесса, ориентированная на его успешное и продуктивное проведение с комфортными условиями для всех участников этого процесса.
Применение педагогической технологии является сложным и трудоемким процессом. Он предполагает выбор оптимального содержания, методов и средств, применяемых в учебно-воспитательном процессе, постановкой целей и задач обучения и воспитания и планирования их достижения.
Педагогические трудности, возникающие при работе с подростками
Подростковый этап развития характеризуется сложностью и неоднозначностью поведенческих реакций индивидов на различные процессы и явления социального характера, восприятия сверстников и их действий, проблематичностью построения коммуникативных связей. В этой связи, наблюдаются проблемы с организацией учебно-воспитательного процесса, связанные с проявлением острой критичности к педагогам и негативного т.е. самокритичного отношения к собственной личности. Поэтому, разработка педагогического взаимодействия с подростками требует особого подхода, методики, технологии.
Подростки мыслят достаточно категорично. Поэтому завоевать их доверие и авторитет – крайне непростая задача, с которой сталкивается каждый педагог. При этом, доверие невозможно завоевать и закрепить раз и навсегда. Любой поступок педагога, являющийся, по мнению учащегося, неверным, несправедливым по отношению к нему, приводит к потери его авторитета и дальнейшим сложностям в его новом завоевании.
Педагогическая работа с подростками, особенно касающаяся воспитательных мероприятий, требует поиска оптимальных и скорых путей выхода из затруднительных ситуаций. Такие ситуации связаны с не состыковкой педагогических требований, правил школьного поведения с поступками учащихся. Разрешение подобного рода ситуации требует тактичного подхода, с сохранением норм педагогического взаимодействия, интересов и потребностей коллектива учащихся и его отдельных представителей.
Возможности эффективной педагогической деятельности с представителями подросткового возраста определяются теми знаниями и навыками педагогической работы, которыми обладает учитель, его опытом и представлениями об этапах восприятия и понимания учащимися требований педагога. Знание этих этапов позволяет рационально рассчитать применение педагогических методов и приемов, грамотно и адекватно оценить свои силы, уметь принимать неудачи и не сдаваться при первых трудностях.
Осознание воспитанниками педагогических требований проходит в следующие этапы:
- Оценка мобилизационных педагогических навыков. Учащиеся рассматривают педагога, как лицо, способное к действию, изучают особенности его поведения, эмоциональное состояние, следующее, принятой изначально линии поведения, способности разрешения проблемных ситуаций и быстрого поиска путей выхода из нестандартных ситуаций.
- Проверка наличия волевых качеств личности. Учащиеся рассматривают и оценивают, способен ли педагог довести начатое дело до логического завершения, несмотря на трудности взаимодействия с коллективом, развиты ли у него качества терпения и настойчивости, воли к победе. На этом этапе, учащиеся, фактически оценивают психологическую устойчивость педагога.
- Оценка ценностных ориентаций педагога. Учащиеся наблюдают какими нравственными качествами обладает педагог, является ли он честным и порядочным человеком, справедлив ли он, благороден, внимателен и добродушен.
- Анализ и оценка профессиональных качеств педагога. Здесь происходит оценка наличия должного уровня компетентности и методической подготовленности к работе.
Успех взаимодействия педагога с подростками и разработки оптимальной технологии зависит от способности педагога пройти эти этапы в кратчайшие сроки.
Применение арт-технологий в педагогической работе с подростками
Арт-технологии предполагают использование разнообразных средств искусства, культуры, художественной и творческой деятельности в педагогическом процессе, ориентированном на эффективную организацию педагогического взаимодействия с подростками.
Такие технологии положительно сказываются на разрешении конфликтных ситуаций, обеспечивают профилактику развития многих проблем в учебно-воспитательной сфере, предотвращают и быстро устраняют стрессовые ситуации.
Арт-технологии имеют достаточно широкое видовое разнообразие. В педагогическом процессе могут быть применены следующие направления художественно-творческой деятельности:
- Техника изобразительно творчества – связана с созданием школьных газет, путем построения журнального фотоколлажа. Учащиеся раскрывают определенную тему, заданную проблему, волнующую их проблемную и иную ситуацию. Затем осуществляют поиск иллюстрационного материала, производят самостоятельные зарисовки. Групповое создание фотоколлажа позволяет развить коллективные связи, самораскрыться учащимся, снять чувство тревожности и страха;
- Технологии с применением пения или игры на музыкальных инструментах оказывает благотворное влияние на развитие творческой свободы, талантов личности. Это помогает устранить отрицательные эмоции, переживания, формирует положительные эмоции, развивает чувственную сторону;
- Техника сказочного искусства – расширяет рамки простой жизнедеятельности, развивает представление о мире чувств и переживаний. Сказки применяются для работы с трудными подростками, теми, чье поведение сопровождается агрессивностью, неуверенностью в себе, закрытостью, застенчивостью;
- Театральные постановки – способствуют укреплению и расширению эмоциональной сферы, коммуникативных навыков и возможностей подростков. Театральная деятельность помогает развить волевые качества, сформировать адекватную линию поведения в обществе, реакции на различные ситуации, навыки саморегуляции.
Любые арт-технологии, помогают развить у подростков способности к конструктивному, качественному социальному взаимодействию со сверстниками. Это позволяет упростить процесс коммуникации с педагогами, иными взрослыми, сверстниками, устранить конфликтные ситуации, развить адаптацию к социальным процессам разного рода и направления.
Поскольку, арт-технологии развивают творческую направленность личности, то они благотворно влияют на построение педагогических взаимоотношений с учащимися на основе любви, доверия, самоуважения.