Общая характеристика технологии музыкального воспитания школьного Д. Б. Кабалевского
Дмитрий Борисович Кабалевский является советским композитором, педагогом и общественным деятелем, Народный артист СССР, академик АПН СССР, доктор искусствоведения, профессор.
Д.Б. Кабалевский разработал технологию музыкального воспитания школьников, которая является одной из самых эффективных и общепризнанных в стране. Технология Д.Б. Кабалевского органично связывает музыку как вид искусства, с учебным предметом «музыка».
По мнению, Д.Б. Кабалевского одним из главнейших условий эффективной человеческой деятельности является художественное развитие личности каждого человека. Данное развитие с одной стороны оказывает положительно влияние на духовность человека, а с другой стороны способствует полноценному развитию его творческих задатков.
Основные перспективные позиции концепции Д.Б. Кабалевского заключаются в следующем:
- Необходимо сделать так, чтобы художественное образование стало одним из ведущих факторов нравственного и духовного возрождения родной страны, укрепления ее статуса на мировой арене, как великой державы в области образования, искусства и культуры.
- Современная педагогика не в полную меру использует возможности художественного образования и развития. Однако предметы искусства имеют возможность давать учащимся наиболее полную картину мира, погружая детей в мир нравственности и красоты, мир ощущений других людей, которые принадлежат не только разным эпохам, но и национальностям.
Основные цели концепции Д.Б. Кабалевского:
- Повышение значимости музыкального воспитания в рамках общеобразовательной школы.
- Нравственное и эстетическое воспитание личности учащихся.
- Формирование музыкальной компетенции учащихся, подразумевающее овладение как теоретическими знаниями, так и практическими умениями и навыками в области музыки.
- Формирование у учащихся музыкального вкуса, а также духовных, нравственных и эстетических идеалов.
- Воспитание потребности в общении с музыкой.
- Накопление учащимися опыта полноценного музыкального творчества.
В настоящее время технология музыкального воспитания школьников, разработанная Д.Б. Кабалевским, является одной из основных программ общеобразовательных школ страны. Программа «Музыка», в основе которой лежит технология Д.Б. Кабалевского, рассчитана на 5-8 классы. В основе программы лежит ряд качественно новых образовательных процессов, которые были взяты из области искусствоведения. К данным процесса относятся:
- приоритетное направление в обучении – это признание общечеловеческих ценностей;
- стремление не только к сохранению духовной культуры, но и к ее воспитанию в личности каждого учащегося.
Технология Д.Б. Кабалевского была предложена им еще в 70-е годы, однако все время своего существования она находится в состоянии постоянного развития и совершенствования. Неизменными остаются только цели, задачи, ведущие принципы и методы. Изменения связаны с требованиями, которые общество предъявляет к подрастающему поколению, а также с изменениями в области музыкального искусства.
Концепция технологии Д. Б. Кабалевского
Основные концептуальные положения Программы «Музыка», по технологии Д.Б. Кабалевского:
- Осуществление воспитания через разнообразные музыкальные образы.
- Опора на принцип красоты.
- Осуществление взаимосвязи музыки как учебной дисциплины с иными видами искусства (ИЗО, театральное искусство, кино, литература и т.д.).
- Осуществление преемственности в музыкальном воспитании учащихся.
- Построение учебной программы на основании тематики.
- Отказ деления урока на традиционные разделы, то есть соблюдение целостности урока музыки.
Помимо опоры на принцип красоты, большое значение имеет опора на принцип тождества и контраста, которые предусматривают:
- обучение учащихся определять музыкальный жанр по звучанию (темп, ритмический рисунок, тембр, фактура и т.д.);
- в процессе обучения объединять разновидности одного музыкального жанра по общим признакам и сходствам (например, знакомство с разновидностями марша).
Соблюдение данного принципа имеет решающее значение в организации технологии Д.Б. Кабалевского.
Особенности содержания технологии
Основой содержания технологии Д.Б. Кабалевского являются «три кита» - песня, танец и марш, они являются и основными музыкальными жанрами.
Построение Программы «Музыка» на основании технологии Д.Б. Кабалевского основано на тематическом разделении.
Тематическое построение предполагает, что каждая учебная четверть имеет свою тематику. Например: 1-ая четверть 1-го класса «Ознакомление с тремя китами музыки», 2-ая четверть 1-го класса «Что нам говорит музыка» и т.д.
Каждая четверть имеет углубленные темы, в рамках общечетвертной темы. Так в первой четверти 1-го класса по теме «Ознакомление с тремя китами музыки», первые три урока могут быть посвящены ознакомлению с танцем, песней и маршем. В рамках данных тем происходит ознакомление учащихся с характеристиками музыкальных жанров. Далее уже на основании полученных знаний, учащиеся переходят к расширению представлений о музыкальных жанрах в соответствии с темой 2-ой четверти.
Все учебные четверти, несмотря на то, что они имеют разную тематику, объединены между собой, на основании принципа преемственности. Например: Если учебный материал 1-ой четверти направлен на то, чтобы различать между собой, три основные музыкальные жанра, то темы 2-ой четверти направлены на усложнение воспитательно-образовательной задачи – формирование умения воспринимать музыку как художественное искусство, выразительно по своей природе.
Помимо преемственности между темами четвертей учебного года, необходимо соблюдать преемственность и между классами. Только в этом случае реализация технологии Д.Б. Кабалевского будет успешной и покажет высокие результаты.