Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Технология музыкального воспитания школьников Кабалевского

Общая характеристика технологии музыкального воспитания школьного Д. Б. Кабалевского

Замечание 1

Дмитрий Борисович Кабалевский является советским композитором, педагогом и общественным деятелем, Народный артист СССР, академик АПН СССР, доктор искусствоведения, профессор.

Д.Б. Кабалевский разработал технологию музыкального воспитания школьников, которая является одной из самых эффективных и общепризнанных в стране. Технология Д.Б. Кабалевского органично связывает музыку как вид искусства, с учебным предметом «музыка».

По мнению, Д.Б. Кабалевского одним из главнейших условий эффективной человеческой деятельности является художественное развитие личности каждого человека. Данное развитие с одной стороны оказывает положительно влияние на духовность человека, а с другой стороны способствует полноценному развитию его творческих задатков.

Основные перспективные позиции концепции Д.Б. Кабалевского заключаются в следующем:

  1. Необходимо сделать так, чтобы художественное образование стало одним из ведущих факторов нравственного и духовного возрождения родной страны, укрепления ее статуса на мировой арене, как великой державы в области образования, искусства и культуры.
  2. Современная педагогика не в полную меру использует возможности художественного образования и развития. Однако предметы искусства имеют возможность давать учащимся наиболее полную картину мира, погружая детей в мир нравственности и красоты, мир ощущений других людей, которые принадлежат не только разным эпохам, но и национальностям.

Основные цели концепции Д.Б. Кабалевского:

  • Повышение значимости музыкального воспитания в рамках общеобразовательной школы.
  • Нравственное и эстетическое воспитание личности учащихся.
  • Формирование музыкальной компетенции учащихся, подразумевающее овладение как теоретическими знаниями, так и практическими умениями и навыками в области музыки.
  • Формирование у учащихся музыкального вкуса, а также духовных, нравственных и эстетических идеалов.
  • Воспитание потребности в общении с музыкой.
  • Накопление учащимися опыта полноценного музыкального творчества.
«Технология музыкального воспитания школьников Кабалевского» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В настоящее время технология музыкального воспитания школьников, разработанная Д.Б. Кабалевским, является одной из основных программ общеобразовательных школ страны. Программа «Музыка», в основе которой лежит технология Д.Б. Кабалевского, рассчитана на 5-8 классы. В основе программы лежит ряд качественно новых образовательных процессов, которые были взяты из области искусствоведения. К данным процесса относятся:

  • приоритетное направление в обучении – это признание общечеловеческих ценностей;
  • стремление не только к сохранению духовной культуры, но и к ее воспитанию в личности каждого учащегося.

Технология Д.Б. Кабалевского была предложена им еще в 70-е годы, однако все время своего существования она находится в состоянии постоянного развития и совершенствования. Неизменными остаются только цели, задачи, ведущие принципы и методы. Изменения связаны с требованиями, которые общество предъявляет к подрастающему поколению, а также с изменениями в области музыкального искусства.

Концепция технологии Д. Б. Кабалевского

Основные концептуальные положения Программы «Музыка», по технологии Д.Б. Кабалевского:

  1. Осуществление воспитания через разнообразные музыкальные образы.
  2. Опора на принцип красоты.
  3. Осуществление взаимосвязи музыки как учебной дисциплины с иными видами искусства (ИЗО, театральное искусство, кино, литература и т.д.).
  4. Осуществление преемственности в музыкальном воспитании учащихся.
  5. Построение учебной программы на основании тематики.
  6. Отказ деления урока на традиционные разделы, то есть соблюдение целостности урока музыки.

Помимо опоры на принцип красоты, большое значение имеет опора на принцип тождества и контраста, которые предусматривают:

  • обучение учащихся определять музыкальный жанр по звучанию (темп, ритмический рисунок, тембр, фактура и т.д.);
  • в процессе обучения объединять разновидности одного музыкального жанра по общим признакам и сходствам (например, знакомство с разновидностями марша).
Замечание 2

Соблюдение данного принципа имеет решающее значение в организации технологии Д.Б. Кабалевского.

Особенности содержания технологии

Основой содержания технологии Д.Б. Кабалевского являются «три кита» - песня, танец и марш, они являются и основными музыкальными жанрами.

Построение Программы «Музыка» на основании технологии Д.Б. Кабалевского основано на тематическом разделении.

Тематическое построение предполагает, что каждая учебная четверть имеет свою тематику. Например: 1-ая четверть 1-го класса «Ознакомление с тремя китами музыки», 2-ая четверть 1-го класса «Что нам говорит музыка» и т.д.

Каждая четверть имеет углубленные темы, в рамках общечетвертной темы. Так в первой четверти 1-го класса по теме «Ознакомление с тремя китами музыки», первые три урока могут быть посвящены ознакомлению с танцем, песней и маршем. В рамках данных тем происходит ознакомление учащихся с характеристиками музыкальных жанров. Далее уже на основании полученных знаний, учащиеся переходят к расширению представлений о музыкальных жанрах в соответствии с темой 2-ой четверти.

Все учебные четверти, несмотря на то, что они имеют разную тематику, объединены между собой, на основании принципа преемственности. Например: Если учебный материал 1-ой четверти направлен на то, чтобы различать между собой, три основные музыкальные жанра, то темы 2-ой четверти направлены на усложнение воспитательно-образовательной задачи – формирование умения воспринимать музыку как художественное искусство, выразительно по своей природе.

Помимо преемственности между темами четвертей учебного года, необходимо соблюдать преемственность и между классами. Только в этом случае реализация технологии Д.Б. Кабалевского будет успешной и покажет высокие результаты.

Дата последнего обновления статьи: 11.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot