Применение личностно-ориентированного подхода в воспитательной работе с детьми
Технология личностно-ориентированного взаимодействия – это методика организации учебно-воспитательного процесса, базирующаяся на уходе от четко поставленных правил обучения и воспитания и жесткого регламента педагогической деятельности; применении творческого подхода в воспитательном процессе, нацеленном на личностное развитие учащегося, постановку его интересов во главу воспитательного процесса.
Технология личностно-ориентированного взаимодействия между педагогом и воспитанником базируется на гуманистической направленности современного образования. Это означает:
- Изменение отношения к воспитанию. Теперь на центральное место ставится ребенок, выступающий субъектом в отношениях воспитатель-ребенок;
- Воспитание опирается на личностно-ориентированную модель. Такая модель предполагает уделение особого внимания личности ребенка, ее потребностям, интересам и стремлениям. Воспитание ориентируется, прежде всего, на развитие личности во всех направлениях, с учетом ее индивидуальной специфики;
- Изменение формы взаимодействия педагога с воспитанниками. Теперь, общение в классических видах детской деятельности и в быту строится по-иному принципу. Ребенок не рассматривается в качестве объекта воспитательного воздействия, а выступает полноправным субъектом взаимодействия.
Воспитательное взаимодействие с ребенком строится на основании сотрудничества во всех направлениях деятельности, развития партнерских отношений в игре, в труде и в познании.
Опора на личностно-ориентированную модель воспитания, применяемую в дошкольных заведениях, предполагает переход к новому типу взаимодействия между воспитателем и ребенком. Командный стиль воспитания, авторитаризм педагога уходит в прошлое. Теперь отношения строятся на сотрудничестве. Итоги такого взаимодействия не особенно важны. Проводится анализ самого процесса этого сотрудничества, анализируется протекание процессуальной деятельности воспитанника.
В ходе построения системы взаимодействия «воспитатель-ребенок» происходит изменение организации учебных занятий. Оны должны строится, ориентируясь не на передачу педагогом системы теоретических знаний ребенку, а на создании оптимальных условий для личностного развития ребенка в системе воспитательного взаимодействия.
Структура занятия по технологии личностно-ориентированного взаимодействия
По своему структурному устройству, личностно-ориентированное занятие не отличается от традиционного. Изменения коснулись принципов его организации, методов, форм, содержания и целевых ориентаций.
Личностно-ориентированное занятие включает в себя следующие блоки:
- Целеполагание. Он включает в себя постановку цели учебной деятельности, предполагающей создание условий обучения, комфортных и эффективных для развития познавательной активности учащихся, проявлению их инициативы, формирования навыков самостоятельной работы, стремления к развитию и расширению своих знаний и умений. Занятие строится на непрерывной детской работе и диалоговом общении: воспитатель-ребенок.
- Содержание учебного занятия, отражающее деятельность педагога. Педагог выступает в роли организатора познавательной деятельности, в которой ребенок пробует действовать самостоятельно, проводит наработки, опираясь на свои знания и умения, пробует отыскать способ решения, поставленной задачи. Воспитанник выступает центральной фигурой учебной деятельности. в задачу педагога входит развитие у ребенка мотивации к учению, формирование интереса. Он развивает ситуацию успеха, поощряет воспитанника во всех его начинаниях, побуждает к действию, закрепляя его авторитетное положение.
- Содержание учебного занятия, отражающее деятельность воспитанника. Воспитанник осуществляет процесс деятельности. Он – ее субъект. Педагог только направляет ребенка, применяя методы проблемного обучения, проектные методики, ориентированные на развитие учащегося.
- Система взаимодействия «воспитанник-педагог». Данные взаимоотношения носят субъектный характер т.е. оба члена взаимодействия выступают его субъектами. Педагогу необходимо находить время для каждого ребенка, уделяя внимание его развитию и личностной специфике. Особое внимание уделяется развитию мыслительного процесса у детей, формированию рефлексного мышления, а также умению формировать собственное мнение и уметь свободно его высказывать.
Само учебное занятие, базирующееся на личностном подходе, протекает по такому алгоритму:
- Увлекательное начало занятия. Необходимо создать точку удивления, чтобы завлечь воспитанников;
- Игровая деятельность, ориентированная на систематизацию знаний. Детям предлагается определение схожести и различий объектов, определение последовательности действий и т.д.;
- Сообщения воспитанников, в которых они выражают свою точку зрения по проблеме;
- Отдых. Детям нужно дать отдохнуть от мыслительного процесса. Целесообразно применение физминутки;
- Проведение опытов и экспериментов;
- Выводы и умозаключения детей, на основе проведенных опытов;
- Разрешение проблемных ситуаций, либо, поиск ответов на поставленные вопросы;
- Практическая деятельность. Она организуется разными методами: выполнение поделок, лепка, рисование, конструирование и т.д.
Принципы организации личностно-ориентированного взаимодействия
Личностно-ориентированная модель взаимодействия между педагогом и воспитанником базируются на следующих принципах:
- Принцип равных психологических позиций. Он означает, что и педагог, и воспитатель занимают равные положения в воспитательном процессе. Исключается существование авторитета.
- Принцип свободы. В процессе установления контактов, не должны создаваться препятствия личностной свободе участников. Воспитанники могут контактировать как с педагогом, так и между собой.
- Принцип общего пространства для общения. Педагог и воспитанник должны находится в едином пространстве в момент их контактирования, т. е. должно существовать общее пространство для общения.
- Принцип прочувствования десткого настроения. Педагог должен уметь определять настроение ребенка, угадывать его поведенческие реакции, чувствовать отношение каждого воспитанника к другому.
- Принцип исключения разделения на сильных и слабых, умных и глупых. Ребенку нужно объяснить, что он индивидуален и имеет свои особенности развития. Что-то он знает лучше других, а что-то хуже.