Применение технологии исследовательской деятельности, в качестве способа достижения целей и задач обучения
Технология исследовательской деятельности – это методика организации учебно-воспитательного процесса, дающая детям настоящие сведения об объектах, процессах и явлениях, которые они открывают самостоятельным образом.
Применение этой технологии основывается на представлении учащегося в роли исследователя, проводящего экспериментальную работу, связанную с поиском ответов на разнообразные вопросы в области познания и развития. Такой подход позволяет понять и освоить связи между различными процессами и явлениями окружающего мира, выявить динамику их развития и факторы, воздействующие на них.
Исследовательская деятельность положительно сказывается на изучении не только текущих событий, ситуаций и объектов, но и помогает познакомиться с прошлым, проанализировать историческое развитие конкретных событий.
Посредством исследовательской работы учащихся осуществляется развитие активности учащегося в экспериментальной области. Ребенок начинает увлекаться исследовательской деятельностью, проявляя интерес к разнообразным процессам и явлениям, развивая процессы поисковой активности в процессе познания.
Технология исследовательской деятельности позволяет отыскать ответы на вопросы, которые интересуют учащегося, заставляет почувствовать себя настоящим экспериментатором. Учащийся добывает знания самостоятельно, применяя свой опыт, имеющиеся знания, навыки их использования для противостояния трудностям и разрешения проблем. Таким образом он развивает свои навыки самостоятельности, способности к проведению исследований, формирует творческие пути своего развития.
Исследовательская деятельность организуется следующими основными методами:
- Проведением эвристических бесед и разрешения проблемных моментов и вопросов.
- Проведение экспериментов и ведение наблюдений.
- Применение технологии моделирования – построение образцов процессов и объектов, происходящих в неживой природе.
- Запись и сохранение итогов проведенных исследований и экспериментов, последствий трудовой и иных видов деятельности для их последующего анализа и оценки.
- Игровая деятельность: дидактические, ролевые, деловые игры.
- Применение художественного слова.
Исследовательская деятельность является более широкой и многогранной, нежели экспериментальная. Она открывает возможности получения информации из большого количества источников, развивает навыки ее продуктивной обработки в сознании, сохранении и передачи другому лицу, позволяет обобщать, усвоенную информацию, систематизировать и классифицировать ее.
Осуществление исследовательской деятельности обусловлено проблемным подходом к обучению. Она начинается с постановки проблемы, которую необходимо разрешить, либо дать ответ на сложный и значимый вопрос, возникающий по ходу обучения. Она должна быть необычной и интересной, чтобы процесс исследования и его итоги были нестандартными и неожиданными. Действия исследователя будут наиболее эффективными, если они будут иметь креативный, творческий характер. Далее происходит постановка целей и задач проведения исследовательской работы. Учащийся должен понимать, зачем он проводит исследование и определить шаги его реализации.
Затем выдвигается гипотеза, которая представляет собой предположение научного характера. Она нацелена на объяснение и теоретическое обоснование, поставленной проблемы. Гипотезу необходимо подтвердить реальными фактами, которые подтвердят ее верность.
Эффективность прохождения исследования во многом зависит от составления планов его осуществления. Планы должны содержать информацию о том, каким образом можно доказать гипотезу, как можно узнать что-то новое, получить максимальное количество информации по теме исследования. Планирование продолжается непосредственным осуществлением исследования. Оно может проходить путем проведения опытов, лабораторных работ, наблюдения.
Исследование завершается проведением проверки результатов и подведением итогов своего исследования. Определяются приемы и методы, способы дальнейшего разрешения проблемы, ее изучения и познания.
Процесс исследования должен быть завершен познанием чего-то нового, важного и значимого для достижения целей и задач образования. Исследование не является конечным пунктом в познании. Оно лишь этап, ведущий к новому изучению и новому процессу исследования.
Этапы реализации технологии исследовательской деятельности
Применение технологии исследовательской деятельности носит пошаговый характер. Исследование проходит в течение следующих этапов:
- Определение тематической направленности исследования. Здесь происходит выбор предметной области изучения т.е. определяется проблемный момент, вопрос, который необходимо разрешить, чтобы приблизится к достижению целевого назначения обучения.
- Выбор методов, приемов, ресурсов для реализации исследовательской деятельности.
- Выдвижение гипотезы. Выдвигается предположение, которое необходимо подтвердить и обосновать.
- Планирование протекания исследовательской работы. На этом этапе определяются задачи прохождения исследования, определяется его целевое назначение – подтверждение, выдвинутого предположения, устанавливается порядок действий и мероприятий, которые направлены на подтверждение гипотезы, выбираются способы проведения исследования.
- Осуществление непосредственного поиска подходящих способов решения проблемы.
- Этап эмпирического поиска. В данном случае осуществляется сбор информационных данных, их обобщение, систематизация.
- Проведение мониторинга. Здесь осуществляется сравнение собранной информации, ее группировка, оценка и грамотная интерпретация.
- Заключительный этап – рефлексия. Происходит подведение итогов исследования и анализ выводов. Они сопоставляются со сделанными предположениями, знаниями, которыми обладает исследователь – учащийся. На основе рефлексии происходит формулировка научных выводов, дается ответ на, имеющуюся проблему, определяется путь ее преодоления.