Целевые ориентации дифференциации по интересам
Ирина Николаевна Закатова – заслуженный педагог Российской Федерации, директор «Культурологического социально-педагогического комплекса», расположенного на базе школы № 59 города Ярославля, кандидат педагогических наук, автор культурно-воспитывающей технологии дифференцированного обучения по интересам.
В настоящее время учебная программа и учебный план любой общеобразовательной школы предоставляют каждому учащемуся обширный набор образовательных дисциплин, которые имеют общекультурное значение и обеспечивают гармоничное и всестороннее развитие учащихся. Одновременно с тем, данный комплекс образовательных дисциплин, дают учащимся возможность выбора, поиска и проявления собственной индивидуальности. Каждый учебный предмет направлен на выявление у учащихся их природных (врожденных) задатков и способностей. Именно поэтому очень важно создать для детей такие условия, которые будут оптимальными для развития выявленных у них задатков и способностей. Все это достигается путем организации различных видов технологий дифференциации по интересам.
Технология дифференцированного обучения по интересам – это процесс дифференциации обучения гомогенных групп, в зависимости от их интересов.
Данный вид дифференциации является не менее значимым, чем дифференциация обучения, по уровню развития учащихся.
Целевые ориентации дифференциации по интересам:
- Полноценное развитие эмоциональной сферы личности каждого ребенка.
- Выявления и развитие творческих способностей и созидательных качеств личности ребенка.
- Воспитание у каждого учащегося высокого уровня гуманитарной культуры.
- Переход образовательной организации из преимущественно просветительского учреждения в центр нравственной, эстетической и духовной культуры.
Основными концептуальными положениями дифференциации обучения по интересам являются:
- Гипотеза технологии – только на основании обширной гуманизации школьного обучения и в атмосфере высокогуманитарной культуры, путем освоения богатства мировой художественной культуры можно воспитать личность, которая будет стремиться к самоактуализации, самосовершенствованию, обладать чувством социальной ответственности и ценить не только материальные, но и духовные богатства общества, стремиться их сохранить и преумножить.
- Личностной ориентацией всего воспитательно-образовательного процесса является постоянный поиск и последующее развитие задатков и способностей заложенных в ребенке от рождения, а также построение личностно-ориентированной школы.
- Реализация технологии дифференциации обучения по интересам как одной из основных мотивационных баз образования.
- Сохранение и укрепление фундаментального ядра педагогического процесса, которое обеспечивает каждому ребенку переход от одной ступени обучения к другой.
- Насыщение содержания образования гуманизацией.
- Достоверная психологическая диагностика способностей каждого учащегося.
Особенности содержания дифференциации по интересам
На основании принципов технологии дифференцированного обучения по интересам формируется совершенно новый подход к процессу обучения, направленный на формирование человека, обладающего высокой гуманитарной культуры.
Современный образовательный процесс представлен всеми фундаментальными направлениями гуманитарной культуры. Учащиеся имеют уникальную возможность выбрать из всего представленного многообразия то, что им больше всего соответствует его интересам и потребностям. Тем самым осуществляется модель дифференцированного обучения по интересам.
Отделения культурологических направлений дифференцированного обучения по интересам представлены:
- музыкальная культура;
- изобразительное искусство;
- языковая культура;
- нравственно-патриотическое воспитание;
- физическая культура;
- математическая культура;
- прикладное творчество.
Все культурологические направления представлены в полном объеме в образовательном процессе с 1 класса. Данные отделения не являются профильными для поступления в конкретные учебные заведения. Их основные цели и задачи состоят в следующем:
- Обеспечивать мотивационный аспект обучения для каждого конкретного ребенка, через удовлетворение его образовательного интереса.
- Представлять собой культурный фон и культурную составляющую системы образования учебного заведения.
- Быть для детей первой ступенью для профессионального самоопределения.
- Обеспечивать на старшей ступени обучения развитие дифференциации учебного процесса внутри отделений (параллелей, классов и т.д.), тем самым готовить учащихся к продолжению обучения на следующей ступени после окончания школы.
Особенности методики дифференциации по интересам
Особенности методики дифференциального обучения по отраслям заключается в использовании специфических частно-методических и локальных технологий:
- музыкальное образование (авторские методики Д.Б. Кабалевского, В.В. Кирюшина и т.д.);
- художественное образование (авторские методики В.С. Кузина, Б.М. Йеменского);
- филологическое образование (авторские методики ГН. Кудриной, В.А. Левина, Е.И. Пассова и т.д.);
- нравственное воспитание (авторские методики А.И. Шемшуриной, А.И. Кочетова);
- экологическое воспитание (авторские методики Н.Т. Суравегиной, Т.В. Кучер).
Одной из важнейших и в то же время сложнейших задач технологии дифференциации по интересам является точное определение специальных данных учащихся, а именно их склонностей, задатков, интересов, способностей и т.д. С этой целью осуществляется система психолого-педагогической диагностики учащихся по интересам, которая включает в себя:
- Ежегодное анкетирование учащихся 5-11 классов, родителей учащихся и классных руководителей.
- Проведение тестирования на выявление специальных способностей учащихся.
- Определение области интересов каждого ребенка при поступлении в первый класс школы.
- Определение области интересов учащихся при переходе с начальной ступени образования на среднюю ступень.
- Осуществление профориентационной диагностики учащихся при переходе из средней ступени на старшую ступень.