Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова)

Целевые ориентации дифференциации по интересам

Замечание 1

Ирина Николаевна Закатова – заслуженный педагог Российской Федерации, директор «Культурологического социально-педагогического комплекса», расположенного на базе школы № 59 города Ярославля, кандидат педагогических наук, автор культурно-воспитывающей технологии дифференцированного обучения по интересам.

В настоящее время учебная программа и учебный план любой общеобразовательной школы предоставляют каждому учащемуся обширный набор образовательных дисциплин, которые имеют общекультурное значение и обеспечивают гармоничное и всестороннее развитие учащихся. Одновременно с тем, данный комплекс образовательных дисциплин, дают учащимся возможность выбора, поиска и проявления собственной индивидуальности. Каждый учебный предмет направлен на выявление у учащихся их природных (врожденных) задатков и способностей. Именно поэтому очень важно создать для детей такие условия, которые будут оптимальными для развития выявленных у них задатков и способностей. Все это достигается путем организации различных видов технологий дифференциации по интересам.

Определение 1

Технология дифференцированного обучения по интересам – это процесс дифференциации обучения гомогенных групп, в зависимости от их интересов.

Данный вид дифференциации является не менее значимым, чем дифференциация обучения, по уровню развития учащихся.

Целевые ориентации дифференциации по интересам:

  1. Полноценное развитие эмоциональной сферы личности каждого ребенка.
  2. Выявления и развитие творческих способностей и созидательных качеств личности ребенка.
  3. Воспитание у каждого учащегося высокого уровня гуманитарной культуры.
  4. Переход образовательной организации из преимущественно просветительского учреждения в центр нравственной, эстетической и духовной культуры.

Основными концептуальными положениями дифференциации обучения по интересам являются:

  • Гипотеза технологии – только на основании обширной гуманизации школьного обучения и в атмосфере высокогуманитарной культуры, путем освоения богатства мировой художественной культуры можно воспитать личность, которая будет стремиться к самоактуализации, самосовершенствованию, обладать чувством социальной ответственности и ценить не только материальные, но и духовные богатства общества, стремиться их сохранить и преумножить.
  • Личностной ориентацией всего воспитательно-образовательного процесса является постоянный поиск и последующее развитие задатков и способностей заложенных в ребенке от рождения, а также построение личностно-ориентированной школы.
  • Реализация технологии дифференциации обучения по интересам как одной из основных мотивационных баз образования.
  • Сохранение и укрепление фундаментального ядра педагогического процесса, которое обеспечивает каждому ребенку переход от одной ступени обучения к другой.
  • Насыщение содержания образования гуманизацией.
  • Достоверная психологическая диагностика способностей каждого учащегося.
«Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова)» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Особенности содержания дифференциации по интересам

На основании принципов технологии дифференцированного обучения по интересам формируется совершенно новый подход к процессу обучения, направленный на формирование человека, обладающего высокой гуманитарной культуры.

Замечание 2

Современный образовательный процесс представлен всеми фундаментальными направлениями гуманитарной культуры. Учащиеся имеют уникальную возможность выбрать из всего представленного многообразия то, что им больше всего соответствует его интересам и потребностям. Тем самым осуществляется модель дифференцированного обучения по интересам.

Отделения культурологических направлений дифференцированного обучения по интересам представлены:

  • музыкальная культура;
  • изобразительное искусство;
  • языковая культура;
  • нравственно-патриотическое воспитание;
  • физическая культура;
  • математическая культура;
  • прикладное творчество.

Все культурологические направления представлены в полном объеме в образовательном процессе с 1 класса. Данные отделения не являются профильными для поступления в конкретные учебные заведения. Их основные цели и задачи состоят в следующем:

  1. Обеспечивать мотивационный аспект обучения для каждого конкретного ребенка, через удовлетворение его образовательного интереса.
  2. Представлять собой культурный фон и культурную составляющую системы образования учебного заведения.
  3. Быть для детей первой ступенью для профессионального самоопределения.
  4. Обеспечивать на старшей ступени обучения развитие дифференциации учебного процесса внутри отделений (параллелей, классов и т.д.), тем самым готовить учащихся к продолжению обучения на следующей ступени после окончания школы.

Особенности методики дифференциации по интересам

Особенности методики дифференциального обучения по отраслям заключается в использовании специфических частно-методических и локальных технологий:

  • музыкальное образование (авторские методики Д.Б. Кабалевского, В.В. Кирюшина и т.д.);
  • художественное образование (авторские методики В.С. Кузина, Б.М. Йеменского);
  • филологическое образование (авторские методики ГН. Кудриной, В.А. Левина, Е.И. Пассова и т.д.);
  • нравственное воспитание (авторские методики А.И. Шемшуриной, А.И. Кочетова);
  • экологическое воспитание (авторские методики Н.Т. Суравегиной, Т.В. Кучер).

Одной из важнейших и в то же время сложнейших задач технологии дифференциации по интересам является точное определение специальных данных учащихся, а именно их склонностей, задатков, интересов, способностей и т.д. С этой целью осуществляется система психолого-педагогической диагностики учащихся по интересам, которая включает в себя:

  1. Ежегодное анкетирование учащихся 5-11 классов, родителей учащихся и классных руководителей.
  2. Проведение тестирования на выявление специальных способностей учащихся.
  3. Определение области интересов каждого ребенка при поступлении в первый класс школы.
  4. Определение области интересов учащихся при переходе с начальной ступени образования на среднюю ступень.
  5. Осуществление профориентационной диагностики учащихся при переходе из средней ступени на старшую ступень.
Дата последнего обновления статьи: 02.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot