Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Технологии поддержки младшего школьника в процессе обучения

Поддержка младших школьников в процессе обучения

Определение 1

Педагогическая поддержка – это помощь растущему человеку со стороны профессионально компетентного педагога в преодолении кризисного периода развития и обретении своего «Я», а также в осознании причин трудностей самореализации и нахождении способа решения проблем личностного развития.

Педагогическая поддержка обучения младшего школьника направлена на процесс формирования и развития его познавательной активности, продвижение в зону ближайшего развития. Поэтому в педагогической поддержке нуждается каждый учащийся, при этом степень и уровень педагогической поддержки могут значительно отличаться.

Условия успешности педагогической поддержки

Успешность взаимодействия учителя с учениками при осуществлении педагогической поддержки зависит от следующего ряда условий:

  • согласие учащегося на помощь и поддержку – школьник сам должен попросить о помощи, либо не отвергать, если ее предлагают. Здесь важна степень доверия ребенка к учителю;
  • приоритет ребенка в решении собственных проблем – учитель помогает в осознании сути проблемы, предлагая свою помощь в процессе поиска ее решения или оказывая косвенное воздействие на самостоятельные действия учащегося;
  • конфиденциальность – имеет крайне важное значение в доверительном общении с детьми, особенно в процессе проведения диагностических методик и индивидуальных бесед;
  • доброжелательность и безоценочность – учитель двигается от ребенка, не сравнивает его действия с действиями других учащихся, стремится понять и услышать каждого ребенка, причины его проблем и затруднений. Оценку того или иного шага со стороны учителя, ребенок может воспринимать в качестве неприятия или критики, что может вызывать закрытость;
  • защита прав и интересов учащегося – в любых обстоятельствах педагог должен занимать сторону ребенка. Даже если он нарушит общепринятые нормы, учитель должен найти возможность смягчить наказание, подразумевая, что учащийся, как и любой взрослый, имеет право на ошибку.
« Технологии поддержки младшего школьника в процессе обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Реализацией обозначенных условий предполагается наличие иного взгляда на многие школьные проблемы, например, неуспеваемость, трудные дети, трудные родители и пр. Такой новый взгляд меняет позицию учителя, которая из борьбы превращается в заботу. Данными установками предполагается, что учитель будет уделять внимание не только детям с трудностями в обучении или поведении, но и психологически благоприятным ученикам, которые обычно остаются в тени, а их проблемы считают незначительными.

Формы педагогической поддержки

Педагогическая поддержка младшего школьника может быть выражена индивидуальным и групповым взаимодействие учителя с детьми, носить превентивный или оперативный характер.

Превентивной можно считать групповую форму поддержки, к которой относятся:

  • работа педагога во время адаптации детей к условиям школьной жизни как в начале обучения в школе, так и постканикулярное время. Для детей эти периоды эмоционально и психологически непростые, они не могут сразу включаться в работу, изменив сложившийся темп жизни;
  • работа педагога с группами детей, объединенных на основании сходных проблем. Такие группы могут быть сформированы на основании проведения специальной диагностики или повседневного наблюдения учителей. Под руководством психолога или социального педагога с этими группами детей можно проводить игровые занятия, тренинги и пр. Общим для детей, имеющих эмоциональные нарушения, является то, что неадекватные проявления носят компенсаторный, защитный характер. Младшие школьники при этом сильно зависят от учителя и других взрослых, поэтому необходимо своевременно выявить причины эмоционального неблагополучия учащихся, не забывая о психологических особенностях рассматриваемого возрастного периода и помочь им в социализации;
  • включение учеников в коллективные творческие дела, в процессе которых можно оказывать разнообразную поддержку в процессе развития способностей, склонностей и интересов.

Одна из наиболее распространенных и серьезных педагогических проблем в психологии – проблема неуравновешенности учеников младших классов. Часто учителя не знают, как вести себя с излишне упрямыми или обидчивыми детьми. В такой ситуации могут быть использованы индивидуальные формы педагогической поддержки: беседы, педагогические техники и приемы, имеющие цель скорректировать эмоциональное состояние и поведение детей.

Особое внимание необходимо уделять тревожным и неуверенным в себе детям. Их отличает повышенная эмоциональность. В такой ситуации нужно выяснить, как ребенку комфортнее отвечать – с места или у доски. Также нужно наблюдать за реакцией тревожного ребенка на похвалу и порицание – они очень значимы. Таких детей нельзя торопить с ответом, надо выделять минутку подумать. Самое важное – повысить самооценку. Тревожных детей не страшно перехвалить, желательно специально обращать внимание на его успехи, но такое отношение должно быть не только в классе, но и дома.

Важную роль для хорошего эмоционального самочувствия ребенка играют его взаимоотношения с одноклассниками. Уже через несколько месяцев совместной учебы можно сказать, что сформировалась относительно устойчивая система отношений в классе. Ее характеризует наличие у ребенка друзей, желание делиться с одноклассниками своими впечатлениями. Дети, которые не смогли завести друзей – держатся особняком, им необходимо повышенное внимание, так как неблагополучное положение в системе личных отношений может привести к общему эмоциональному дискомфорту.

Дата последнего обновления статьи: 10.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot