Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи

Замечание 1

Технология постановки речевого дыхания – это способ управления всеми стадиями дыхания, посредством тренировки дыхательных мышц и контроля над функционированием дыхательного центра.

Постановка речевого дыхания необходима при различных искажениях произносительной стороны речи.

Чтобы развить правильное дыхание при произношении, провести его коррекцию, применяется ряд технологий. Наиболее распространенные и часто применяемые из них:

  1. Разделение вдохов и выдохов, производимых носом и ртом при ринолалии.
  2. Снятие мышечного напряжения с артикуляционных органов при заикании.
  3. Постановка фонационного выдоха.
  4. Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.

Постановка речевого дыхания при заикании

Данная технология основывается на постановке диафрагмального реберного дыхания. Оно выполняется путем проведения длительного выдоха ртом, благодаря которому удается скорректировать заминки в произношении. Поэтому, эту технологию, как правило, применяют для коррекции заикания детей.

Постановка данного дыхания осуществляется в лежачем положении. Это необходимо для того, чтобы тело ребенка расслабилось и дыхательный аппарат начал свою самостоятельную правильную работу. Чтобы ребенок ощутил свое дыхание, выработал его правильный ритм можно положить одну его руку на область диафрагмы. Это даст почувствовать движения мышц: живот будет совершать движения вперед-назад в определенном ритме. Затем, те же самые движения совершаются при переведении ребенка в вертикальное положение. Чтобы усложнить работу, отработать силу и ритм дыхания применяется игровая гимнастика. Методика ее проведения основывается на следующих положениях:

  1. Отсутствие акцентирования внимания ребенка на вдохе;
  2. Использование игровых приемов, позволяющих совершать непроизвольные вдохи и продолжительные выдохи;
  3. Короткий вдох и длительный выдох – основа эффективной постановки дыхания, поскольку вдох наполняет легкие воздухом и напрягает мышцы, которые должны находиться в расслабленном состоянии;
  4. Совершение движений руками и корпусом: вперед-назад, вверх-вниз;
  5. Произношение согласных звуков на выдохе или фонация гласных для отслеживания динамики и интенсивности выдоха.
«Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Чтобы натренировать правильный диафрагментальный выдох, используются упражнения на совершение вдохов и выдохов на определенный счет, произношение щелевых фонем на выдохе, прокатку шарика (воображаемого) во рту в течение выдоха. Это позволяет увеличить его длительность.

Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

Гимнастика на постановку речевого дыхания, разработанная А.Н. Стрельниковой, базируется на постановке вдохов. По ее мнению, в основе правильного дыхания лежит постановка верного вдоха, поскольку дыхание начинается с него. Если вдох поставлен правильно, то и выдох будет выполнен верно.

Вдох ставится таким образом, чтобы он был реализован за короткое время, был эмоциональным и динамичным. Это повлечет за собой произвольный выдох, который не требует акцентирования внимания. Чтобы реализовать это, применяется система дыхательных упражнений, включающая восемь последовательных дыхательных действий, выполняемых в ритме строевого шага. Все упражнения осваиваются поэтапно и реализуются по мере их тщательной отработки. Каждому занятию отводится не более получаса.

Система дыхательной гимнастики включает следующие упражнения:

  1. Разминка с выполнением движений руками и ногами, реализуемых в ходе короткого вдоха. Например, совершается поочередное движение руками вперед с совершением вдоха. Вдох контролируется, а выдоху не уделяется внимание. Он не связывается с совершением движений и носит самопроизвольный характер.
  2. Совершения движений головой: вперед-назад, вправо-влево, кивки, покачивания. Движения сопровождает короткий и четкий вдох.
  3. Имитация движений кошки – кошка крадется.
  4. Одновременное выполнение вдохов и совершение движений корпусом.
  5. Упражнение на обнимание плеч. Осуществляется захват левой рукой правого плеча, а правой рукой левого. Упражнение выполняется динамично: одновременно совершаются шаги и делаются короткие вдохи.
  6. Совершение одновременных движений на обнимание и имитацию движений кошки.
  7. Выполнение полуприседаний. В ходе приседа делается вдох, дополняемый совершением движения руками.
  8. Затаенное дыхание. Оно основывается на совершении короткого вдоха при выполнении наклона корпуса, задержке дыхания и счете до восьми на выдохе.

Данные упражнения способствуют расширению легких и стабилизации функционирования нервной системы.

Правила выполнения дыхательных упражнений

Постановка речевого дыхания будет носить продуктивный характер, если будут соблюдены следующие правила:

  1. Выполнение упражнений перед едой;
  2. Комфортные климатические условия, в которых реализуется дыхательная гимнастика: оптимальная температура и влажность воздуха;
  3. Постановка корпуса ребенка в правильное положение при выполнении дыхательных упражнений: корпус должен быть расслабленным и прямым, руки и ноги находится в спокойном состоянии;
  4. Совершение свободного выдоха, исключающего напряжения мышц;
  5. Предоставление ребенку возможности прочувствовать работу диафрагмы;
  6. Постепенное усложнение упражнений;
  7. Проведение упражнений в спокойном ритме, под медленную музыку;
  8. Использование простого и доступного для применения дидактического игрового материала: вата, шарики;
  9. Обучение детей экономному расходованию воздуха легких, при котором совершается краткий вдох и протяжный выдох;
  10. Обучение детей свободному дыханию. В ходе выполнения дыхательных упражнений и иных сопутствующих движений нельзя задерживать дыхание;
  11. Придание упражнениям эмоционального окраса путем сопровождения их речью, музыкой;
  12. Развитие навыков дыхания через нос, способствующего совершению более глубоких вдохов и выдохов.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 04.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot