Технология постановки речевого дыхания – это способ управления всеми стадиями дыхания, посредством тренировки дыхательных мышц и контроля над функционированием дыхательного центра.
Постановка речевого дыхания необходима при различных искажениях произносительной стороны речи.
Чтобы развить правильное дыхание при произношении, провести его коррекцию, применяется ряд технологий. Наиболее распространенные и часто применяемые из них:
- Разделение вдохов и выдохов, производимых носом и ртом при ринолалии.
- Снятие мышечного напряжения с артикуляционных органов при заикании.
- Постановка фонационного выдоха.
- Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.
Постановка речевого дыхания при заикании
Данная технология основывается на постановке диафрагмального реберного дыхания. Оно выполняется путем проведения длительного выдоха ртом, благодаря которому удается скорректировать заминки в произношении. Поэтому, эту технологию, как правило, применяют для коррекции заикания детей.
Постановка данного дыхания осуществляется в лежачем положении. Это необходимо для того, чтобы тело ребенка расслабилось и дыхательный аппарат начал свою самостоятельную правильную работу. Чтобы ребенок ощутил свое дыхание, выработал его правильный ритм можно положить одну его руку на область диафрагмы. Это даст почувствовать движения мышц: живот будет совершать движения вперед-назад в определенном ритме. Затем, те же самые движения совершаются при переведении ребенка в вертикальное положение. Чтобы усложнить работу, отработать силу и ритм дыхания применяется игровая гимнастика. Методика ее проведения основывается на следующих положениях:
- Отсутствие акцентирования внимания ребенка на вдохе;
- Использование игровых приемов, позволяющих совершать непроизвольные вдохи и продолжительные выдохи;
- Короткий вдох и длительный выдох – основа эффективной постановки дыхания, поскольку вдох наполняет легкие воздухом и напрягает мышцы, которые должны находиться в расслабленном состоянии;
- Совершение движений руками и корпусом: вперед-назад, вверх-вниз;
- Произношение согласных звуков на выдохе или фонация гласных для отслеживания динамики и интенсивности выдоха.
Чтобы натренировать правильный диафрагментальный выдох, используются упражнения на совершение вдохов и выдохов на определенный счет, произношение щелевых фонем на выдохе, прокатку шарика (воображаемого) во рту в течение выдоха. Это позволяет увеличить его длительность.
Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой
Гимнастика на постановку речевого дыхания, разработанная А.Н. Стрельниковой, базируется на постановке вдохов. По ее мнению, в основе правильного дыхания лежит постановка верного вдоха, поскольку дыхание начинается с него. Если вдох поставлен правильно, то и выдох будет выполнен верно.
Вдох ставится таким образом, чтобы он был реализован за короткое время, был эмоциональным и динамичным. Это повлечет за собой произвольный выдох, который не требует акцентирования внимания. Чтобы реализовать это, применяется система дыхательных упражнений, включающая восемь последовательных дыхательных действий, выполняемых в ритме строевого шага. Все упражнения осваиваются поэтапно и реализуются по мере их тщательной отработки. Каждому занятию отводится не более получаса.
Система дыхательной гимнастики включает следующие упражнения:
- Разминка с выполнением движений руками и ногами, реализуемых в ходе короткого вдоха. Например, совершается поочередное движение руками вперед с совершением вдоха. Вдох контролируется, а выдоху не уделяется внимание. Он не связывается с совершением движений и носит самопроизвольный характер.
- Совершения движений головой: вперед-назад, вправо-влево, кивки, покачивания. Движения сопровождает короткий и четкий вдох.
- Имитация движений кошки – кошка крадется.
- Одновременное выполнение вдохов и совершение движений корпусом.
- Упражнение на обнимание плеч. Осуществляется захват левой рукой правого плеча, а правой рукой левого. Упражнение выполняется динамично: одновременно совершаются шаги и делаются короткие вдохи.
- Совершение одновременных движений на обнимание и имитацию движений кошки.
- Выполнение полуприседаний. В ходе приседа делается вдох, дополняемый совершением движения руками.
- Затаенное дыхание. Оно основывается на совершении короткого вдоха при выполнении наклона корпуса, задержке дыхания и счете до восьми на выдохе.
Данные упражнения способствуют расширению легких и стабилизации функционирования нервной системы.
Правила выполнения дыхательных упражнений
Постановка речевого дыхания будет носить продуктивный характер, если будут соблюдены следующие правила:
- Выполнение упражнений перед едой;
- Комфортные климатические условия, в которых реализуется дыхательная гимнастика: оптимальная температура и влажность воздуха;
- Постановка корпуса ребенка в правильное положение при выполнении дыхательных упражнений: корпус должен быть расслабленным и прямым, руки и ноги находится в спокойном состоянии;
- Совершение свободного выдоха, исключающего напряжения мышц;
- Предоставление ребенку возможности прочувствовать работу диафрагмы;
- Постепенное усложнение упражнений;
- Проведение упражнений в спокойном ритме, под медленную музыку;
- Использование простого и доступного для применения дидактического игрового материала: вата, шарики;
- Обучение детей экономному расходованию воздуха легких, при котором совершается краткий вдох и протяжный выдох;
- Обучение детей свободному дыханию. В ходе выполнения дыхательных упражнений и иных сопутствующих движений нельзя задерживать дыхание;
- Придание упражнениям эмоционального окраса путем сопровождения их речью, музыкой;
- Развитие навыков дыхания через нос, способствующего совершению более глубоких вдохов и выдохов.