Понятие и особенности технологической карты
Технологическая карта урока – это выражение структуры учебного занятия в графической форме, отражающее особенности его проведения, этапы и методы реализации.
Посредством технологической карты учебного занятия осуществляется представление сценария урока. Педагог проектирует подачу учебного материала, планирует последовательность выполнения конкретных учебных операций.
Технологическая карта является способом представления в виде схемы или карты порядка ведения какого-то процесса. В данном случае, процесса реализации урока по определенной дисциплине.
Технологическая карта отражает особенности преподавания конкретной дисциплины и включает распределение учебных операций в соответствии с требованиями ФГОС.
Можно выделить ряд особенностей проектирования технологической карты:
- Ориентация на представление алгоритмов реализации образовательной деятельности и конкретного учебного занятия;
- Соответствие методов и технологий реализации учебного процесса требованиям ФГОС;
- Ориентация на формирование у учащихся метапредметных умений – универсальных учебных действий;
- Инновационный способ реализации образовательной деятельности;
- Интерактивное средство образования;
- Представление учебного занятия и его плана в структурированном и систематизированном виде;
- Представление информации по проведению конкретного учебного занятия в виде алгоритма деятельности, механизма реализации конкретных учебных действий;
- Документальный статус т.е. технологическая карта урока является документом, обязательным для составления каждым педагогом образовательного учреждения;
- Повышенные требования к педагогу. Предполагается, что необходимость разработки технологической карты урока требует от педагога владения навыками планирования и прогнозирования, проектирования своей профессиональной деятельности. также, педагогу необходимо знать индивидуальные особенности развития каждого учащегося и возрастную динамику развития учащихся конкретного класса. Кроме того, педагог должен опираться на общую успеваемость класса, учитывать уровни интеллектуального, физического и психического развития учащихся класса, а также ориентироваться в методических аспектах работы по конкретной учебной дисциплине.
Методология разработки технологической карты урока математики
Технологическая карта урока математики создается на основе построения схемы всех процессов, происходящих на уроке, ориентированных на достижение его конкретных целей и задач.
В настоящее время приняты ФГОС нового поколения, которые предъявляют новые требования к организации учебного занятия и изменяют подходы к проектированию технологической карты урока.
Основными тенденциями современного проектирования технологических карт всех учебных занятий являются:
- Расширение значения и востребованности технологических карт в образовательной деятельности.
- Отличие технологических карт по уровню детализации учебных занятий т.е. карты могут иметь разное количество разделов - от двух и более. Все зависит от особенностей конкретного урока, его целевого назначения, темы исследования, а также детального представления педагогом все процессов учебного занятия.
- Технологические карты имеют гибкую структуру: в них могут вносится новые компоненты, расширяющие и углубляющие содержания дисциплины, отдельного урока, его темы.
Проектирование технологической карты урока математики, по сути, является технологией организации данного урока.
Методология создания технологической карты урока математики представляет собой последовательность следующих операций:
- Запись темы учебного занятия и его целевого назначения.
- Запись процесса проведения урока математики: этапы и действия.
- Запись каждой операции урока с детальным расписанием всех составных компонентов - действий.
- Прописывание названий материалов учебного занятия.
- Отражение планируемых итогов и достижений учащихся в ходе освоения темы урока.
- Запись разновидностей оборудования и средств, используемых на конкретном уроке.
- Запись форм реализации образовательной деятельности и методов работы на уроке математики.
- Обозначение инструментария и технологических режимов проведения урока.
- Отражение временных периодов реализации каждой операции, каждого действия на уроке.
- Отражение квалификации педагога, а также его помощников (при наличии), которые реализуют конкретные операции и действия на уроке математики.
Пример технологической карты урока математики в начальной школе
Технологическая карта урока математики в начальной школе может иметь следующий вид:
- Тема учебного занятия: решение математических задач;
- Целевое назначение урока: формирование навыков счета и решения задач на логику;
- Учебное занятие имеет рефлексионную ориентацию;
- Урок проходит в течение трех этапов: подготовка к решению задач (мотивация учащихся, формирование навыков решения конкретной задачи); решение задач с педагогом и самостоятельно и подведение итогов: контроль, самоконтроль и оценка;
- На уроке используется учебник по математике для учащихся 3 класса «Математика» под ред. С.И. Волкова, С.В. Степанова.
- В ходе урока планируется развить у учащихся стремление к познанию математики, мотивировать их к решению разнородных математических задач, развить навыки понимания конкретной учебной задачи, определения способов ее решения и их практическое использование, освоить разные способы решения задач, сформировать навыки принятия решения в отношении выбора конкретного способа, разработки плана решения задачи, проверки и оценки своей работы, а также, адекватного сравнения своих действий с действиями других учащихся и отстаивание своей точки зрения;
- Способы решения задачи отображаются на интерактивной доске, а некоторые пояснения записываются педагогом на обычной школьной доске;
- На уроках применяется поисковый и объяснительно-иллюстративные методы работы. Урок проводится на основе фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы; используются наглядные методы обучения, а также сравнение и преобразование данных.
- На решение каждой задачи отводится пять минут;
- Педагог по математике: учитель начальных классов Иванова Тамара Дмитриевна ГБОУ школа №45.